Лекция 14. ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ И КОЛЛЕКТИВНЫЕ ТРУДОВЫЕ СПОРЫ И ПОРЯДОК ИХ РАЗРЕШЕНИЯ
В соответствии с ч. 4 ст. 37 Конституции РФ признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием предусмотренных федеральным законом способов их разрешения. Иногда в юридической литературе трудовые споры называют трудовыми конфликтами, однако в настоящей лекции мы будем придерживаться терминологии, установленной ТК – трудовые споры.
В соответствии со ст. 381 ТК индивидуальный трудовой спор – это неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, трудового договора (в том числе об установлении или изменении индивидуальных условий труда), о которых заявлено в орган по рассмотрению индивидуальных трудовых споров.
Порядок рассмотрения индивидуального трудового спора – это установленная для данного юрисдикционного органа определенная форма процесса разбирательства, начиная с принятия заявления и заканчивая вынесением решения по данному делу. Он включает объективное исследование всех обстоятельств дела и применение к ним соответствующих норм права.
Порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров регулируется ТК и иными федеральными законами, а порядок рассмотрения дел по трудовым спорам в судах определяется, кроме того, гражданским процессуальным законодательством РФ. Особенности рассмотрения индивидуальных трудовых споров отдельных категорий работников устанавливаются федеральными законами.
Рассмотрение и разрешение индивидуального трудового спора
В соответствии со ст. 384 ТК инициативу по образованию КТС могут проявить как работник (представительный орган работников), так и (или) работодатель (организация, индивидуальный предприниматель). Состав КТС формируется из равного числа представителей работников и работодателя. Работодатель и представительный орган работников, получившие предложение в письменной форме о создании КТС, обязаны в 10-дневный срок направить в КТС своих представителей.
Представители работников в КТС избираются общим собранием (конференцией) работников организации или делегируются представительным органом работников с последующим утверждением на общем собрании (конференции) работников организации. Представители работодателя назначаются в КТС руководителем организации.
По решению общего собрания работников КТС могут быть образованы в структурных подразделениях организации. Они образуются и действуют на тех же основаниях, что и КТС организации. В КТС структурных подразделений организаций могут рассматриваться индивидуальные трудовые споры в пределах полномочий этих подразделений.
Комиссия по трудовым спорам организации имеет свою печать. Организационно-техническое обеспечение деятельности КТС осуществляется работодателем. Комиссия по трудовым спорам избирает из своего состава председателя и секретаря.
Компетенция КТС определена в ст. 385 ТК, которая предусматривает, что КТС является органом по рассмотрению индивидуальных трудовых споров, возникающих в организациях, за исключением споров, по которым ТК и иными федеральными законами установлен другой порядок их рассмотрения. Индивидуальный трудовой спор рассматривается КТС, если работник самостоятельно или с участием своего представителя не урегулировал разногласия при непосредственных переговорах с работодателем.
Работник может обратиться в КТС в трехмесячный срок со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права. В случае пропуска по уважительным причинам установленного срока КТС может его восстановить и разрешить спор по существу.
Порядок рассмотрения индивидуального трудового спора в КТС закреплен в ст. 387 ТК. Заявление работника, поступившее в КТС, подлежит обязательной регистрации и должно быть рассмотрено в течение 10 календарных дней со дня его подачи.
Спор рассматривается в присутствии работника, подавшего заявление, или уполномоченного им представителя. Рассмотрение спора в отсутствие работника или его представителя допускается лишь по его письменному заявлению. В случае неявки работника или его представителя на заседание КТС рассмотрение трудового спора откладывается. В случае вторичной неявки работника или его представителя без уважительных причин КТС может вынести решение о снятии вопроса с рассмотрения, что не лишает работника права подать заявление о рассмотрении трудового спора повторно в пределах срока, предусмотренного ТК.
Комиссия по трудовым спорам имеет право вызывать на заседание свидетелей, приглашать специалистов, а также требовать от работодателя организации предоставления необходимых документов в установленный срок.
Заседание КТС считается правомочным, если на нем присутствует не менее половины членов, представляющих работников, и не менее половины членов, представляющих работодателя. На заседании КТС ведется протокол, который подписывается председателем КТС или его заместителем и заверяется печатью КТС.
Комиссия по трудовым спорам принимает решение тайным голосованием простым большинством голосов присутствующих на заседании членов. Согласно ст. 388 ТК в решении КТС должны быть указаны:
1) наименование организации (подразделения), фамилия, имя, отчество, должность, профессия или специальность обратившегося в КТС работника;
2) даты обращения в КТС и рассмотрения спора, существо спора;
3) фамилии, имена, отчества членов КТС и других лиц, присутствовавших на заседании;
4) существо решения и его обоснование (со ссылкой на закон, иной нормативный правовой акт);
5) результаты голосования.
Надлежащим образом заверенные копии решения КТС вручаются работнику и руководителю организации в течение трех дней со дня принятия решения.
В случае если индивидуальный трудовой спор не рассмотрен КТС в 10-дневный срок, работник в соответствии со ст. 390 ТК вправе перенести его рассмотрение в суд.
Решение КТС в соответствии со ст. 389 ТК подлежит исполнению в течение трех дней по истечении 10 дней, предусмотренных на обжалование.
В случае неисполнения решения КТС в установленный срок работнику выдается удостоверение, являющееся исполнительным документом. Удостоверение не выдается, если работник или работодатель обратился в установленный срок с заявлением о перенесении трудового спора в суд. На основании удостоверения, выданного КТС и предъявленного не позднее трехмесячного срока со дня его получения, судебный пристав приводит решение КТС в исполнение в принудительном порядке.
В случае пропуска работником установленного трехмесячного срока по уважительным причинам КТС, выдавшая удостоверение, может восстановить этот срок.
Решение КТС может быть обжаловано работником или работодателем в суд в 10-дневный срок со дня вручения им копии решения КТС. В случае пропуска по уважительным причинам установленного срока суд может восстановить этот срок и рассмотреть индивидуальный трудовой спор по существу.
В судах рассматриваются индивидуальные трудовые споры по заявлениям работника, работодателя или профсоюза, защищающего интересы работника, когда они не согласны с решением КТС либо когда работник обращается в суд, минуя КТС, а также по заявлению прокурора, если решение КТС не соответствует законам или иным нормативным правовым актам.
Непосредственно в судах[1] в соответствии со ст. 391 ТК рассматриваются индивидуальные трудовые споры по заявлениям:
1) работника (о восстановлении на работе независимо от оснований прекращения трудового договора, об изменении даты и формулировки причины увольнения, о переводе на другую работу, об оплате за время вынужденного прогула либо о выплате разницы в заработной плате за время выполнения нижеоплачиваемой работы);
2) работодателя (о возмещении работником вреда, причиненного организации, если иное не предусмотрено федеральными законами);
3) лиц, которым отказано в приеме на работу;
4) лиц, работающих по трудовому договору у работодателей – физических лиц;
5) лиц, считающих, что они подверглись дискриминации.
Работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении – в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки. Работодатель имеет право обратиться в суд по спорам о возмещении работником вреда, причиненного организации, в течение одного года со дня обнаружения причиненного вреда.