Индивидуалистический подход

Индивидуалистический подход предполагает, что морально приемлемыми являются действия человека, которые идут ему на пользу в долгосрочной перспективе. Главной движущей силой считается самоконтроль, а все внешние силы, которые его ограничивают, должны пресекаться. Каждый человек выбирает для себя наиболее выгодное в долгосрочной перспективе решение, на основе чего и судит о качестве своих действий. К допустимым относятся действия, которые в сравнении с остальными альтернативами приносят больше добра, чем зла. В теории, если каждый человек в обществе руководствуется этим принципом, в конечном счете получается наибольшее возможное добро, потому что, преследуя исключительно собственные интересы, люди учатся угождать друг другу. Если индивид, стремящийся к достижению немедленных положительных результатов, идет на ложь и обман, он всего лишь вызывает аналогичные ответные действия. Таким образом, индивидуализм сводится к поведению, выгодному другим людям, т.е. действия человека начинают соответствовать желаемым для общества нормам.

Одна из особенностей этого подхода состоит в том, что он допускает (если таковые необходимы) действия индивида, направленные на приобретение личных краткосрочных выгод, в общем-то, не соответствующие общественным нормам. Именно потому, что индивидуализм легко интерпретировать как стремление к исключительно личным целям, он не пользуется особой популярностью в современных высокоорганизованных сообществах, ориентированных на групповые цели. Данный подход в наибольшей степени приближается к области свободного выбора.

Ученые и практики выделяют два подхода юридического права: субъективное право (морально-правовой подход и либерально-юридический подход) и объективное право.

Морально-правовой подход

Этот подход еще называется естественно-правовым, он базируется на признании естественного права, которое по своей природе, смыслу, сущности и понятию является естественным и принадлежит человеку от рождения. Признаки этого подхода: возможность собственных действий, обязанность одного субъекта отношений не нарушать права другого субъекта, возможность защищать свои права путем обращения к правосудию.

Морально-правовой подход утверждает, что человек изначально наделен фундаментальными правами и свободами, которые не могут быть нарушены или ограничены решениями других людей. Это значит, что этически корректным является решение, наилучшим образом соблюдающее права людей, которые оно затрагивает.

В процессе принятия решения могут быть учтены следующие моральные права:

- право на свободу согласия. Воздействие на другого человека допустимо только в том случае, если он свободно дает разрешение на него;

- право на частную жизнь. Вне работы человек может поступать так, как ему хочется, и имеет право контролировать всю информацию, касающуюся его личной жизни;

- право на свободу совести. Человек волен воздержаться от исполнения любого приказа, противоречащего его моральным или религиозным нормам;

право на свободу слова. Человек может обоснованно критиковать этичность и юридическую обоснованность действий других людей;

право на надлежащее обращение. У человека есть право быть беспристрастно выслушанным и право на честное обращение с ним;

- право на жизнь и безопасность. Человек имеет право на защиту жизни, здоровья и безопасности.

Предполагается, что этически корректное решение не должно нарушать эти фундаментальные права человека. Таким образом, решение о прослушивании разговоров работников нарушает их право на личную жизнь. Сексуальные домогательства являются неэтичными, так как противоречат праву на свободу совести. Право па свободу слова оправдывает действия информаторов, сообщающих руководству организации или государственным органам о незаконных или неуместных действиях сотрудников.