Влияние среды

Человек развивается только в процессе социализации, т.е. общения, взаимодействия с другими людьми. Вне человеческого общества духовное, социальное, психическое развитие происходить не может.

Людьми родились, но не стали

Сейчас мы перейдем к грустным фактам, которые как бы специально предоставляются нам природой для выявления законов человеческого развития. Сказка о Маугли – не досужий вымысел от начала до конца. Судя по фактам, зафиксированным в истории человеческой цивилизации, эти события могли иметь под собой реальную почву. В старинных преданиях сохранилось много рассказов о людях, вскормленных и воспитанных животными. Что в них правда, что вымысел – теперь уже, наверное, не узнать. Основатели Рима Ромул и Рем, вскормленные волчицей, Маугли, воспитанный в звериной стае, литовский мальчик, выросший в медвежьей берлоге, о чем рассказал Э. Кондильяк еще в 1754 г., вполне могли существовать. Известно 15 случаев вскармливания человеческих детенышей волками, пять – медведями, один случай – павианами, другими породами обезьян – не менее 10. Один ребенок был вскормлен леопардом, один – овцой.

В 1920 г. в Индии доктор Синг обнаружил в волчьем логове вместе с выводком волчат двух малышей-девочек. Одной из них на вид было семь-восемь лет, другой – около двух. Младшую девочку назвали Амалой, старшую – Камалой.

Как ведет себя дикий зверь в городской квартире? Точно так же поначалу вели себя и вывезенные из джунглей дети. Ходили и бегали они лишь на четвереньках, причем, только ночью. Днем спали, забившись в угол и крепко прижавшись друг к другу.

Младшая девочка скоро умерла, так ничему и не научившись, старшая прожила около 10 лет.

Все эти годы доктор Синг вел подробный дневник наблюдений за Камалой. Училась она с большим трудом. Два года пришлось учить ее стоять. Через шесть лет Камала начала ходить, но бегала по-прежнему только на четвереньках. Четыре года ушло на заучивание первых шести слов. Через семь лет лексикон девочки расширился до 45 слов, а еще через три года – до 100. Дальше языковой прогресс не пошел. К этому времени Камала полюбила общество людей, перестала бояться яркого света, научилась есть руками и пить из стакана. Достигнув примерно 17-летнего возраста, Камала по уровню своего развития была как четырехлетний, если не трехлетний ребенок.

Вторая история произошла еще раньше, в начале XIX в. Участники ее – английский психолог Г. Итард и "дикий мальчик из Эйвейрона", получивший имя Виктор. Итард увидел мальчика в Париже. Его поймали в лесу и показывали в клетке на рыночных площадях как "неведомый экземпляр животного". На вид мальчику было около 11 лет, он мало чем напоминал человека. Итард взял его в свою семью

Очень трудным был путь Виктора к людям. Через два года "дикое существо" стало "почти нормальным ребенком". (В кавычках приводятся дословные выражения Г. Итарда из его книги "Дикий мальчишка из Эйвейрона", выпущенной в 1801 г.) Он стал ласковым, жил в доме Итарда подобно другим его обитателям. Виктор научился читать, но не умел... говорить. Свои желания выражал с помощью жестов и символов, дополняемых двумя-тремя звуками.

В 1825 г. в Германии обсуждалась нашумевшая история с участием некоего Гаспара Гаузера, которого ребенком замуровали в погребе, где он прожил долгие годы, питаясь бросаемой туда пищей. После того, как узник был, наконец, оттуда извлечен, он оказался физически совершенно неразвитым, истощенным, но мало чем отличался от своих сверстников по уму, уровню психического развития. Тоже загадка и немалая: почему не пострадали умственные способности? Объяснение, скорее всего, следующее. Отзвуки человеческой жизни все же долетали в замурованный погреб. Да и еду кто-то приносил регулярно. Известно также, что человеческие чувства в условиях заточения настолько обостряются, что улавливают малейшие сигналы, доходящие извне. Мозг осмысливает их, стараясь понять происходящее. Как нам теперь не согласиться с врожденными идеями?

Вперед история почти совсем свежая. Опубликовала ее газета "Комсомольская правда" в 1983 г. "Шесть лет прожила один на один с джунглями индонезийская девушка Имаяти. В 1977 г. во время рыбной ловли суденышко, на котором находилась 10-летняя дочь рыбака, было буквально превращено в щепки налетевшим штормом. Девочку, как и других членов команды, считали погибшей. Каково же было удивление рыбаков, когда они увидели в устье одной из речушек Южной Суматры купающуюся девушку в одной набедренной повязке из листьев. Говорить она не умела. Родители Имаяти утверждают, что это их дочь".

Новые Маугли были обнаружены и в 1985 и 1989 гг. и даже в 2002 г. Недавно в джунглях нашли мальчика, которого назвали Джоном. Ему, как полагают, уже семь лет. Он не умеет говорить, зато способен быстро бегать и легко перемахивать с ветки на ветку. Он не умеет... Впрочем, вы сами допишете его портрет. Трудно дается Джону познание человеческой жизни. И ложка непривычна, и одежда не удобна, и твердая пища не нравится, хотя зубы у Джона на редкость крепкие. А вот посидеть на руках у своих ласковых попечителей детского дома, расположенного в столице Бурунди, он очень любит.

Число современных Маугли увеличивается. В СМИ постоянно сообщается о брошенных или пропавших без вести в раннем возрасте детях, которым удалось каким-то образом выжить. Совсем недавно газеты написали о мальчике, обнаруженном в собачьей конуре. Он пропал в шестимесячном возрасте. Родители и милиция не смогли его найти. Собака, выкормившая малыша, не хотела его отдавать.

Вместо комментариев вчитаемся в слова Г. Итарда: "Появляясь на земном шаре физически слабым и не обладая врожденными идеями, будучи не в состоянии подчиняться основным законам своего существования, определившим его главенствующее положение во вселенной, человек лишь в обществе может добиться того исключительного положения, к которому его предназначила сама природа. Не будь цивилизации, он оказался бы одним из самых ничтожных и неразумных животных... человек всегда только то, что из него делает общество...".

Ближняя и дальняя среда

Реальная действительность, в условиях которой происходит развитие человека, называется средой. На формирование личности влияют разнообразные внешние условия, в том числе географические, социальные, школьные, семейные. По интенсивности контактов выделяются ближняя и дальняя среда. Когда педагоги говорят о влиянии среды, то имеют в виду, прежде всего среду социальную и домашнюю. Первую относят к отдаленному окружению, а вторую – к ближайшему. В понятие "социальная среда" входят такие общие характеристики, как общественный строй, система производственных отношений, материальные условия жизни, характер протекания производственных и социальных процессов и некоторые другие. Ближняя среда – это семья, родственники, друзья.

Каково же влияние среды на формирование человека? Единства в оценках среди педагогов, стоящих на различных методологических платформах, нет. Точнее говоря, огромную важность среды признают педагоги всего мира. Не совпадают взгляды при оценке степени влияния среды. Как известно, абстрактной среды, не существует. Есть конкретный общественный строй, конкретные условия жизни человека, его семья, школа, друзья. Естественно, человек достигает более высокого уровня развития там, где близкое и далекое окружение предоставляет ему наиболее благоприятные условия.

Огромное влияние на развитие человека, особенно в детском возрасте, оказывает домашняя среда. В семье обычно проходят первые, решающие для становления, развития и формирования годы жизни человека. Ребенок обычно довольно точное отражение той семьи, в которой он растет и развивается. Семья во многом определяет круг его интересов и потребностей, взглядов и ценностных ориентаций. Семья предоставляет и условия, в том числе материальные, для развития природных задатков. Нравственные и социальные качества личности также закладываются в семье.

Нынешняя семья переживает не лучшие времена. Увеличивается число разводов, неполных семей, растет и количество социально обездоленных детей. Кризис семьи, по мнению специалистов, стал причиной многих негативных общественных явлений, и прежде всего, первопричиной роста преступности среди несовершеннолетних. Значительное число правонарушений в стране совершается подростками и молодыми людьми в возрасте 12-16 лет.

Задумаемся над грустной таблицей

Обратимся к материалам исследований и приведем таблицу, составленную французским исследователем Г. Леем (табл. 11), проследившим влияние социальных факторов на появление умственно отсталых детей, число которых продолжает увеличиваться и в нашей стране. В таблице обобщены результаты обследования бытовых условий 150 нормальных и 150 слабоумных парижских детей.

Таблица 11

Влияние социальных факторов на появление умственно отсталых детей

Факторы

Число случаев на 150 нормальных детей

Число случаев на 150 слабоумных

Неправильные роды

6

12

Судороги в детстве

3

75

Искусственное питание

29

18

Появление первого зуба не ранее восьми месяцев

3

23

Начало хождения после 24 месяцев

4

60

Первое слово после 24 месяцев

3

60

Неопрятное поведение после 36 месяцев

3

34

Недержание мочи в школьном возрасте

2

16

Дед со стороны матери алкоголик

7

56

Дед со стороны отца алкоголик

8

66

Бабушка со стороны отца алкоголичка

I

5

Бабушка со стороны матери алкоголичка

0

5

Дед или бабушка туберкулезные больные

27

44

Родители туберкулезные больные

38

70

Предки с нервными или психическими болезнями

38

101

Предки с психическими болезнями, интернированные в больницу

5

10

Предки-эпилептики

4

11

Число братьев и сестер

438

985

Число умерших братьев и сестер

71 (16%)

352 (36%)

Число умерших братьев и сестер от судорог и болезней мозга

36 (51%)

256 (73%)

Отец – неквалифицированный рабочий

25

48

Мать работает вне дома

60

86

Отец был под судом и наказан

33

73

Мать была под судом и наказана

12

39

Число правонарушителей

78

424

На сколько лиц приходится одна комната

1,33

2,65

На сколько лиц приходится одна кровать

1,4

2,41

Заработок в семье на одно лицо (франков)

6,68

2,96

Что важнее – среда или наследственность?

Как в теоретическом, так и в практическом плане небезынтересен и такой вопрос: что оказывает большее влияние на развитие человека – среда или наследственность? Мнения специалистов разделились. Приверженцы так называемого биогенного (биогенетического) направления в педагогике безусловное предпочтение отдают наследственности, а социогенного (социогенетического, социологизаторского) – среде. Многие исследователи пытались установить точные количественные пропорции влияния среды и наследственности на развитие человека. Получены очень противоречивые результаты, надежно свидетельствующие лишь об одном: доля участия исследуемых факторов в развитии разных людей неодинакова. Влияние среды, но оценкам представителей социогенного направления, может достигать 90%; влияние наследственности, как считают сторонники биогенного направления, отнюдь не менее значимое – 80-90%. Большее доверие вызывают взвешенные оценки, игнорирующие крайности. Например, английский психолог Д. Шаттлеворт (1935) пришел к следующему заключению по поводу влияния основных факторов на умственное развитие:

– наследственные влияния – 64%;

– различия в уровне семейной среды – 16%;

– различия в воспитании детей в той же семье – 3%;

– смешанные факторы (взаимодействие наследственности со средой) – 17%.

Разумеется, наука стремится к точности, это ее цель. Однако вряд ли даже самые скрупулезные вычисления будут полностью соответствовать действительности. Развивается каждый человек по-своему, и "доля" влияния наследственности и среды у каждого своя. В каких пропорциях переплетутся действующие причины, к какому результату приведет их взаимодействие, зависит и от многих случайных факторов, действия которых ни учесть, ни измерить нельзя.