Лекция иллюстрирующая теорию
Предположим, в примитивном обществе известны предпочтения трех индивидов в отношении трех главных товаров, производимых в данной экономике:
Индивид |
Предмет его производства |
Полезность в потреблении для индивида |
||
Хлеб |
Яблоки |
Вино |
||
А |
Хлеб |
0,5 |
0 |
1 |
В |
Яблоки |
1 |
0,5 |
0 |
С |
Вино |
0 |
1 |
0,5 |
1. Возможен ли прямой обмен (прямой бартер) в данной экономике?
2. С какими проблемами сталкиваются участники обмена в данной экономике? Разбор задачи
1. Поскольку взаимные желания людей не совпадают (это показывают их предпочтения, относительные ценности товаров для каждого из них), прямой бартер в данной экономике невозможен.
Непрямой бартер может включать в себя такие взаимодействия (рис. 1.1).
Рис. 1.1. Иллюстрация непрямого бартера
2. Участники обмена в данной экономике сталкиваются со следующими проблемами.
Непрямой бартер ведет к потери полезности. Вместо максимально возможной полезности в размере 1 при прямом бартере каждый может получить в лучшем случае всего лишь 0,5.
Если индивиды не очень хорошо знакомы между собой, возникает проблема сопоставления качества товара вследствие недоверия к контрагенту и невозможности непосредственной проверки качества до заключения сделки.
Даже если обмен может быть осуществлен, возникает проблема хранения товара для последующей сделки. Каждый из участников вынужден приобрести промежуточный товар, который не является необходимым для него непосредственно, но служит фактором обмена на желаемый продукт в будущем.
С ростом числа обмениваемых товаров возникает и усиливается проблема доверия. Когда один и тот же фермер обменивает свою пшеницу на шкуру мамонта, добываемого одним и тем же знакомым охотником, регулярность сделок между ними и их личное знакомство друг с другом гарантируют соответствующее качество товара. Но чем больше товаров производится в экономике, тем большее число продавцов и покупателей оказывается задействованными в обмене. В этом случае обмен будет охватывать не только хорошо знакомых между собой людей, но и незнакомцев, сделки с которыми, возможно, будут носить единичный характер.
Если продавец и покупатель знают, что их встреча случайна и в дальнейшем вряд ли повторится, им будет сложно доверять друг другу, особенно в том случае, когда качество товара невозможно проверить до обмена. Если охотник не разбирается в зернах, как он может проверить, что фермер дает ему за шкуру мамонта именно пшеницу? Он бы, конечно, предпочел в обмен на свой товар получить нечто, что не требует детального и трудоемкого изучения и будет всеми приниматься в дальнейшем, если охотник решит это обменять позже на любую другую продукцию.
Кроме того, когда обмен влечет за собой не мгновенный расчет, а совершается в кредит (из-за различного времени производства товаров), важную роль приобретает наличие или отсутствие информации о будущей кредитоспособности контрагентов сделки. Каждый индивид должен быть уверен, что к моменту итогового расчета приобретаемый товар будет в наличии, должного качества и в должном количестве.
Подсказка
Проблемы бартерной экономики:
1) высокие трансакционные затраты:
– проблема совпадения товаров для обмена;
– множественность цен;
– несопоставимость цен и оценки выгод от обмена;
– проблема оценки качества обмениваемых товаров;
– проблема транспортировки;
– проблема хранения товара (проблема запасов);
– отсутствие стандартизации экземпляров продукции;
2) проблема доверия:
– неопределенность качества товара и репутации продавца и покупателя;
– высокий риск мошенничества;
– проблема будущей кредитоспособности контрагента.
Бартерный обмен, повторяемый многократно, с разными, не связанными друг с другом и часто не знакомыми друг с другом, людьми в ходе эволюции инструментов обмена порождает особый товар, к которому участники обмена начинают прибегать не время от времени, а постоянно.
Характеристики подобного товара для непрямого бартера и многочисленных независимых сделок включают в себя:
• долговечность;
• высокую делимость без потери стоимости;
• перемещаемость на различные расстояния;
• однородность частей;
• легкость в оценке стоимости даже неискушенному торговцу;
• наличие относительно развитого рынка обращения в удобных местах;
• наличие достаточно стабильного и сравнительно дешевого производства.
Так рождаются деньги – особый товар, рассматриваемый всеми или большинством участников в качестве универсального средства обмена, всеобщего эквивалента товаров и услуг, производимых в любой экономике. Стандартизированный бартерный товар, используемый большинством участников сделки для минимизации деловых рисков и снижения трансакционных издержек, постепенно превращается в деньги – единственный инструмент обращения при обменных операциях.
Контрольное задание
Алексей выращивает яблоки и очень любит жареный картофель. У Марины есть собственное картофельное поле, и она неплохо жарит картофель. Но она не любит яблоки и всем фруктам предпочитает клубнику. Владелец клубники Саша готов поменять весь урожай на яблоки, а картофель его не интересует. С какими проблемами может столкнуться Алексей, если решит сегодня обменять свои яблоки на клубнику Саши, предвкушая удовольствие от жареного картофеля, который, по его предположениям, Марина приготовит ему через неделю в обмен на клубнику?
Таким образом, неопределенность экономических взаимодействий, риск мошенничества, сложности проверки деловой репутации участников обмена, а также высокие затраты на совершение деловых операций в эпоху бартера лежат в основе появления денег. Деньги выражают собой самовыполняющиеся ожидания: индивид считает деньгами тот объект, который, по его мнению, все другие хозяйствующие субъекты примут в качестве денег.