Влияние процессов глобализации мировой экономики на ход международной торговли
Последние десятилетия связаны с коренными изменениями во всех сферах жизни общества, включая международную торговлю. Ускорилась динамика ее роста, изменились товарная структура и географическое направление экспорта и импорта, в число мировых лидеров вышли новые страны. Такие сдвиги связаны с развитием и углублением интернационализации и транснационализации производства и сбыта при одновременном росте международной конкуренции. Процессы эти взаимосвязаны и взаимообусловлены, основаны на росте экономической взаимозависимости государств, расширении политических, научно-технических, культурных и других межгосударственных и частных связей.
• В "Современном экономическом словаре" под интернационализацией экономики подразумеваются формирование и развитие экономических связей с другими странами; процессы экономического сближения, проявляющиеся в росте международной торговли и других форм международного экономического сотрудничества, увеличении межстрановых финансовых потоков, миграции рабочей силы [1], а также в международной диффузии информации, знаний и технологий.
Ускорение интернационализации производства и сбыта наиболее отчетливо начало проявляться с середины 1960-х гг. В этот период рушится колониальная система, появляются десятки новых государств, укрепляются страны социалистического лагеря, что в конечном счете повлекло за собой глубокую перестройку мирохозяйственных отношений и способствовало установлению так называемого нового экономического порядка. Именно в это время был предопределен очередной виток научно-технической революции (НТР), дан импульс политике внешнеторговой либерализации, росту могущества ТНК, которые через сети своих филиалов и дочерних структур начали контролировать все больший объем международного экономического обмена.
С конца 1980-х гг. процесс интернационализации мировой экономики набирает новые обороты. Наступает очередная стадия роста, которую эксперты связывают с термином "глобализация".
Понятие глобализации не имеет устоявшегося определения, а взгляды на ее истоки и сущность являются дискуссионными. Большинство исследователей употребляют этот термин для характеристики процессов интернационализации и транснационализации производства и сбыта на современном этапе. Однако многие трактуют понятие глобализации расширительно и отыскивают ее признаки даже в Древнем мире, связывая их с завоеваниями Александра Македонского, Римской империей, походами Чингисхана. Чаще всего ее начало относят к Великим географическим открытиям.
Некоторые авторы рассматривают глобализацию узко, как феномен последних двух-трех десятилетий, без исторической связи с предшествующим развитием структур, подготовивших ее появление. Так, известный финансист и филантроп
Дж. Сорос пишет: "Я понимаю это понятие как развитие глобальных финансовых рынков, рост могущества транснациональных корпораций и возрастающее влияние последних на национальные экономики" [2]. Профессор Гарвардского университета С. Хоффман полагает, что "глобализация является лишь суммой техник (аудио- и видеокассет, Интернета, средств мгновенной связи), находящихся в распоряжении государств или частных акторов" [3]. В научной и публицистической литературе можно встретить и так называемые теории заговоров, когда глобализация воспринимается как злой умысел "мирового правительства", "международной закулисы", стран "золотого миллиарда" либо как политический проект США, которые в целях обеспечения мирового господства используют ее механизмы. Широко распространены теории "антиглобалистов", также воспринимающих глобализацию как субъективное явление исключительно отрицательного свойства. Таким образом, глобализация находится в центре постоянных дискуссий и споров в научном сообществе и просто в быту. Можно согласиться с высказыванием немецкого социолога У. Бека, который отмечает: "Без сомнения, глобализация является наиболее употребляемым и злоупотребляемым и наименее проясненным, вероятно, самым непонятным, затуманенным, политически эффективным словом (лозунгом, оружием в споре) последних лет и останется таковым в ближайшее время" [4].
Мы будем исходить из того, что глобализация является объективным, естественно-историческим процессом, т.е. продуктом развития мирового хозяйства и международных отношений, и придерживаться определения, данного в "Современном экономическом словаре".
• "Глобализация – это процесс усиления взаимосвязей, взаимодействий и взаимозависимости экономик, экономических систем разных стран мира; интернационализация производства и капитала, ведущая к установлению идентичных норм и условий ведения хозяйственной деятельности в странах, различающихся уровнем развития, видом общественно-политической и социально-экономической системы" [5].
Процессы глобализации находятся в развитии и, как отмечает профессор А. Н. Чумаков, она "не вышла из “зоны турбулентности”, где происходят активные, неупорядоченные процессы перемешивания различных потоков, импульсов, течений, возникающих на глобальном уровне в естественной природе и общественной жизни" [6]. И по всей вероятности, в ближайшее время новые факторы или явления в мировой экономике привнесут определенные изменения в нынешние представления о глобализации. Таким образом, глобализация вызвана к жизни процессами политического, экономического и культурного характера, которые можно сгруппировать следующим образом.
Экономические факторы: углубление международного разделения труда, концентрация и централизация капитала, его транснационализация: рост крупных ТНК и финансово-промышленных групп (ФПГ), деятельность которых развивается на всем мировом экономическом пространстве. Усиление роли финансового рынка, внедрение и широкое применение производных финансовых инструментов, приобретение финансами независимости от материальной сферы.
Политические факторы: окончание "холодной войны"; общие процессы демократизации и либерализации, в том числе экономической – в области движения товаров, капиталов, услуг, людей; рост числа интеграционных объединений.
Международные факторы: усиление роли международных организаций и институтов, стремление мирового сообщества к принятию совместных решений по различным проблемам глобального, регионального и национального характера на различного рода саммитах, форумах, конференциях.
Научно-технический фактор – прогресс в области транспорта и коммуникаций, сокративший так называемое экономическое расстояние между странами, облегчивший процесс передачи технологий и знаний, а также торговлю товарами, услугами, движение инвестиций и передвижение людей.
Идеологический фактор – преодоление идеологических разногласий между Востоком и Западом, идеологическая конвергенция, приведшая к доминированию в мире буржуазной идеологии и капиталистических рыночных отношений.
Общественный фактор – ослабление роли традиционных социальных и семейных связей, усиление влияния в мире так называемых западных ценностей, тенденция космополитизации культурных стандартов, морали, жизненных устоев; интернационализация СМИ; все более широкое использование английского языка в качестве средства межнационального общения.
Процесс глобализации все более ускоряется и охватывает все большие сферы жизни. По мнению профессора экономики Нью-Йоркского университета Н. Рубини, глобализация является ведущей тенденцией современной мировой экономики. Помимо расширения международной торговли товарами и услугами происходят увеличение международных потоков капитала и труда, расширение мировых цепочек поставок и рост прямых иностранных инвестиций. В эту тенденцию вписывается интеграция в мировую экономику стран с формирующимся рынком [7].
Наглядной иллюстрацией процесса глобализации служит исследование ВТО под названием "Сделано в мире", где на примерах некоторых товаров (самолеты, автомобили, компьютеры) показаны взаимосвязь и взаимозависимость производителей из разных стран. На рис. 1.1 изображен автомобиль, на примере которого можно видеть, что его комплектующие сделаны в разных странах (стекла – во Франции, электроника – в США и Японии, колеса – в Германии, двигатель – в Японии, сиденья и подголовники – в Норвегии, мешки безопасности – в Швеции, бампер – в Нидерландах и т.д.), хотя каждый продукт имеет свой товарный знак, наименование, обозначение страны происхождения.
Паскаль Лами, занимавший до сентября 2013 г. должность генерального директора ВТО, отмечал, что "фрагментация процесса производства способствует исчезновению границ и сокращению расстояний. Снижение транспортных расходов, информационная и технологическая революция, открытость экономической политики приводят к тому, что продукция уже не привязана к одной стране, а принадлежит всему миру" [8].
Особо следует отметить роль ТНК в этих процессах. Они выступают как основная движущая сила глобализации, ключевой фактор роста международной торговли. Формирование ТНК было связано, как справедливо отмечает профессор Р. И. Хасбулатов [9], с внешней торговлей, которая предоставляла им крупные преимущества, позволяя более успешно преодолевать многочисленные торговые (создание филиалов за рубежом помогает обходить тарифные и нетарифные ограничения, применяемые при регулировании внешней торговли) и политические барьеры. В этих целях ТНК использовали дочерние компании, играющие роль внутреннего плацдарма в странах, с помощью которых они проникали на рынки других стран. Деятельность ТНК на современном этапе активизирует международное разделение труда в глобальных масштабах.
Рис. 1.1. Сделано в мире
Источник: URL: wto.org/english/res_e/statis_e/miwi_e/flyer_miwi_e.pdf.
В настоящее время ключевую роль в развитии международной торговли играют достижения НТП. Открытия в области телекоммуникационных связей, распространение Интернета и информационных технологий, прогресс на транспорте привели к существенному снижению транзакционных расходов (затрат, связанных с оформлением коммерческих сделок): сократили бумажный оборот, снизили сроки переговорного процесса, позволили устранить административные барьеры. Развитие современных средств связи вывело на мировую арену ранее неизвестные виды деятельности – телеконференции, дистанционное образование, телемедицину, аутсорсинг, транснациональный консалтинг и др. Совершенствование транспортных средств, в том числе распространение контейнерных перевозок, обеспечило сокращение так называемого экономического пространства, удешевило перевозки, позволило странам не только расширить рынки для своей продукции, но и получить доступ к удаленным ресурсам.
Вместе с тем следует отметить, что не все явления в экономической жизни отдельных стран и мира в целом напрямую связаны с глобализацией. Продолжают играть существенную роль и другие факторы: политика правительств разных государств (в первую очередь США, которые и в XXI в. стремятся сохранить и усилить свое экономическое и военно-политическое доминирование, формируя однополюсный мир), деятельность международных организаций, акторов финансового рынка и транснационального капитала. Также важно не забывать, что глобализация является той площадкой, где демонстрируются неравные возможности и "разнокачественность" стран, вынужденных действовать по универсальным и не ими установленным правилам, дающим преимущества только лидерам.
Эта дифференциация связана с факторами, отмеченными профессором А. Н. Дынкиным [10]:
• различность заданных (имманентных) характеристик участвующих в глобализации стран – природно-климатических, географических условий, обеспеченности ресурсами, численности населения и т.д.;
• накопленный или растерянный в ходе исторического развития потенциал;
• нахождение на различной ступени развития с разной экономической структурой.
Все это отражается на возможности страны вступить в постиндустриальую фазу развития с преимущественным упором на развитие услуг и инноваций. Здесь уместно вспомнить теорию центра и периферии, разработанную выдающимся аргентинским экономистом Р. Пребишем, согласно которой десятки периферийных стран обречены на отставание, а развитие и прогресс сосредоточены в нескольких индустриально развитых центрах. Эта концепция получила развитие в рамках школы мир-системного анализа (MCA), связанной с именем американского ученого И. Валлерстайна. В его модели мир-системы все государства классифицируются по принципу "центр, полупериферия и периферия":
• страны, производящие высокотехнологичную продукцию с использованием передовых технологий;
• страны – производители несложных готовых изделий и продовольствия;
• страны, поставляющие дешевую рабочую силу, ресурсы и сельскохозяйственные товары.
Согласно оптимистическому сценарию, активно пропагандируемому ООН, страны периферии должны переходить сначала во вторую группу, затем и в первую. Пока такой переход удался немногим, можно говорить о КНР, Республике Корея, небольших государствах вроде Сингапура и Тайваня, отчасти Бразилии. Подавляющее большинство развивающихся стран остается в прежнем, периферийном состоянии. Что же касается некоторых бывших социалистических стран, в том числе республик СССР, то многие из них в результате структурной ломки 1990-х гг. спустились на низшую ступень этой градации.
Разумеется, помимо отмеченных базовых показателей степень включенности каждой страны в глобализационные процессы будет определяться и чисто национальными факторами: политикой, проводимой правительством страны; бизнес-климатом; степенью развитости инфраструктуры транспорта и связи; уровнем науки, техники, образования населения; социальными условиями и т.п.
Как говорилось выше, важнейшей движущей силой глобализации является международная торговля. Значение ее заметно усиливается с конца прошлого века, когда прослеживалась явная тенденция на увеличение в валовом внутреннем продукте (ВВП) доли продукции, реализуемой посредством международного товарообмена (в 2009 г. в связи с мировым финансовым кризисом эта тенденция несколько притормозилась). Доля экспорта в мировом ВВП выросла с 18% в 1982 г. до 31% в 2012 г . В этот же период отмечался и рост международной инвестиционной активности. Доля прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в ВВП выросла с 5 до 32%, а продаж зарубежных филиалов в ВВП – с 22 до 36% (табл. 1.1).
Для характеристики уровня вовлеченности страны в мировое хозяйство помимо доли экспорта в ВВП используется еще ряд показателей:
• отношение стоимости национального экспорта к ВВП страны (экспортная квота), %;
• отношение стоимости национального импорта к ВВП страны (импортная квота), %;
Таблица 1.1. Показатели интернационализации мировой экономики, млрд долл.
Наименование |
1982 г. |
1990 г. |
2005-2007 гг. (средний докризисный показатель) |
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
Мировая торговля |
|||||||
Мировой ВВП |
12 000 |
22 206 |
50 411 |
57 920 |
63 468 |
70 221 |
71 707 |
Экспорт товаров и услуг |
2124 |
4382 |
15 008 |
15 196 |
18 956 |
22 303 |
22 432 |
Доля экспорта в ВВП, % |
18 |
20 |
30 |
26 |
30 |
32 |
31 |
Прямые капиталовложения |
|||||||
Суммарный объем ПИИ |
637 |
2081 |
14 588 |
18 041 |
20 380 |
20 873 |
22 813 |
Доля ПИИ в ВПП, % |
5 |
9 |
29 |
31 |
31 |
29 |
32 |
Источник: ЮНКТАД. Доклад о мировых инвестициях, 2012. Обзор. К инвестиционной политике нового поколения. Нью-Йорк; Женева: Организация объединенных наций, 2012. С. 10; World Investment Report 2013: Global Value and Trade for Development 2013. UNCTAD. N. Y., 2013. P. XVII.
• отношение величины внешнеторгового оборота к ВВП (внешнеторговая квота);
• отношение доли какого-либо товара в экспорте страны к доле этого товара в мировой торговле (индекс внешнеторговой специализации);
• экспорт, импорт, товарооборот на душу населения.
В категорию стран с высокой степенью зависимости от внешнеторговой деятельности входят, как правило, страны с моно-товарной структурой экономики (например, страны – экспортеры нефти или монопроизводители сельскохозяйственных продуктов минерального сырья – кофе, бананов, какао, бокситов) или страны с развитой экономикой, но небольшим собственным внутренним рынком (Ирландия, Бельгия, Люксембург, Сингапур). В последнем случае экспортная квота может даже превышать 100%, так как в структуре торговли велика доля реэкспортируемых товаров. Для таких стран внешняя торговля, по мнению Р. И. Хасбулатова, является "несущей конструкцией" всей экономики и выступает определяющим для всей национальной экономики фактором развития [11].
Крупные развитые страны (США, Япония, Германия), а также такие страны, как Китай и Индия – с емким внутренним рынком, не так сильно зависят от внешней торговли: доля их экспорта и импорта в ВВП – около 10–12%. Разумеется, по отдельным видам продуктов степень зависимости от экспорта (например, поставка за рубеж услуг аутсорсинга в Индии) и импорта (нефть, газ, металлы, тропические фрукты, кофе, чай – для ряда стран) может быть велика, но в целом их экономики самодостаточны.
Тем не менее величина экспортной и импортной квоты позволяют оценить лишь уровень значимости для страны внешнего рынка, но не дают возможности определить качество внешнеторговых связей. Очевидно, что зависимость страны от экспорта сотен и тысяч наименований готовых изделий имеет для перспектив ее экономического развития совершенно другое значение, чем зависимость от экспорта одного-двух товаров, скажем, цитрусовых, кофе или нефти и газа. Поэтому количественные показатели страны всегда следует сопровождать анализом качественных характеристик.
"Чем выше технико-экономическое развитие той или иной страны, чем более развита ее промышленность и сфера услуг, чем больше в различных секторах экономики высокотехнологичных производств, тем большая часть производимых страной товаров и услуг выходит за пределы национальной территории и опосредуется международным обменом, расширяя степень экономической открытости страны", – справедливо отмечает И. Н. Платонова [12].
Об интернационализации мировой экономики свидетельствуют сравнительные данные по динамике роста экспорта и промышленного производства (табл. 1.2). На основании представленных данных можно отметить опережающее развитие экспорта по сравнению с мировым производством, что обусловлено ростом взаимозависимости между государствами.
Таблица 1.2. Индексы физического объема экспорта и промышленного производства (2005 г. = 100)
Год |
Экспорт |
Производство |
2000 |
79 |
88 |
2005 |
100 |
100 |
2006 |
109 |
104 |
2007 |
116 |
109 |
2008 |
118 |
110 |
2009 |
104 |
104 |
2010 |
118 |
109 |
2011 |
124 |
111 |
Источник: WTO, International Trade Statistics, 2012: II. Merchandise trade by product. Table Al. P. 61 .
Подводя итог, выделим факторы, характерные для современного этапа развития международной торговли:
• существенное ускорение и диверсификация международной торговли под влиянием научно-технической революции;
• усиление международного характера производства, обмена товарами и услугами, технологиями, капиталом и т.д.;
• все более глубокое проникновение международных хозяйственных связей в национальные экономики и установление устойчивых связей между хозяйствующими субъектами разных стран;
• увеличение масштабов деятельности ТНК.