Влияние процессов глобализации мировой экономики на ход международной торговли

Последние десятилетия связаны с коренными изменениями во всех сферах жизни общества, включая международную торговлю. Ускорилась динамика ее роста, изменились товарная структура и географическое направление экспорта и импорта, в число мировых лидеров вышли новые страны. Такие сдвиги связаны с развитием и углублением интернационализации и транснационализации производства и сбыта при одновременном росте международной конкуренции. Процессы эти взаимосвязаны и взаимообусловлены, основаны на росте экономической взаимозависимости государств, расширении политических, научно-технических, культурных и других межгосударственных и частных связей.

• В "Современном экономическом словаре" под интернационализацией экономики подразумеваются формирование и развитие экономических связей с другими странами; процессы экономического сближения, проявляющиеся в росте международной торговли и других форм международного экономического сотрудничества, увеличении межстрановых финансовых потоков, миграции рабочей силы [1], а также в международной диффузии информации, знаний и технологий.

Ускорение интернационализации производства и сбыта наиболее отчетливо начало проявляться с середины 1960-х гг. В этот период рушится колониальная система, появляются десятки новых государств, укрепляются страны социалистического лагеря, что в конечном счете повлекло за собой глубокую перестройку мирохозяйственных отношений и способствовало установлению так называемого нового экономического порядка. Именно в это время был предопределен очередной виток научно-технической революции (НТР), дан импульс политике внешнеторговой либерализации, росту могущества ТНК, которые через сети своих филиалов и дочерних структур начали контролировать все больший объем международного экономического обмена.

С конца 1980-х гг. процесс интернационализации мировой экономики набирает новые обороты. Наступает очередная стадия роста, которую эксперты связывают с термином "глобализация".

Понятие глобализации не имеет устоявшегося определения, а взгляды на ее истоки и сущность являются дискуссионными. Большинство исследователей употребляют этот термин для характеристики процессов интернационализации и транснационализации производства и сбыта на современном этапе. Однако многие трактуют понятие глобализации расширительно и отыскивают ее признаки даже в Древнем мире, связывая их с завоеваниями Александра Македонского, Римской империей, походами Чингисхана. Чаще всего ее начало относят к Великим географическим открытиям.

Некоторые авторы рассматривают глобализацию узко, как феномен последних двух-трех десятилетий, без исторической связи с предшествующим развитием структур, подготовивших ее появление. Так, известный финансист и филантроп

Дж. Сорос пишет: "Я понимаю это понятие как развитие глобальных финансовых рынков, рост могущества транснациональных корпораций и возрастающее влияние последних на национальные экономики" [2]. Профессор Гарвардского университета С. Хоффман полагает, что "глобализация является лишь суммой техник (аудио- и видеокассет, Интернета, средств мгновенной связи), находящихся в распоряжении государств или частных акторов" [3]. В научной и публицистической литературе можно встретить и так называемые теории заговоров, когда глобализация воспринимается как злой умысел "мирового правительства", "международной закулисы", стран "золотого миллиарда" либо как политический проект США, которые в целях обеспечения мирового господства используют ее механизмы. Широко распространены теории "антиглобалистов", также воспринимающих глобализацию как субъективное явление исключительно отрицательного свойства. Таким образом, глобализация находится в центре постоянных дискуссий и споров в научном сообществе и просто в быту. Можно согласиться с высказыванием немецкого социолога У. Бека, который отмечает: "Без сомнения, глобализация является наиболее употребляемым и злоупотребляемым и наименее проясненным, вероятно, самым непонятным, затуманенным, политически эффективным словом (лозунгом, оружием в споре) последних лет и останется таковым в ближайшее время" [4].

Мы будем исходить из того, что глобализация является объективным, естественно-историческим процессом, т.е. продуктом развития мирового хозяйства и международных отношений, и придерживаться определения, данного в "Современном экономическом словаре".

• "Глобализация – это процесс усиления взаимосвязей, взаимодействий и взаимозависимости экономик, экономических систем разных стран мира; интернационализация производства и капитала, ведущая к установлению идентичных норм и условий ведения хозяйственной деятельности в странах, различающихся уровнем развития, видом общественно-политической и социально-экономической системы" [5].

Процессы глобализации находятся в развитии и, как отмечает профессор А. Н. Чумаков, она "не вышла из “зоны турбулентности”, где происходят активные, неупорядоченные процессы перемешивания различных потоков, импульсов, течений, возникающих на глобальном уровне в естественной природе и общественной жизни" [6]. И по всей вероятности, в ближайшее время новые факторы или явления в мировой экономике привнесут определенные изменения в нынешние представления о глобализации. Таким образом, глобализация вызвана к жизни процессами политического, экономического и культурного характера, которые можно сгруппировать следующим образом.

Экономические факторы: углубление международного разделения труда, концентрация и централизация капитала, его транснационализация: рост крупных ТНК и финансово-промышленных групп (ФПГ), деятельность которых развивается на всем мировом экономическом пространстве. Усиление роли финансового рынка, внедрение и широкое применение производных финансовых инструментов, приобретение финансами независимости от материальной сферы.

Политические факторы: окончание "холодной войны"; общие процессы демократизации и либерализации, в том числе экономической – в области движения товаров, капиталов, услуг, людей; рост числа интеграционных объединений.

Международные факторы: усиление роли международных организаций и институтов, стремление мирового сообщества к принятию совместных решений по различным проблемам глобального, регионального и национального характера на различного рода саммитах, форумах, конференциях.

Научно-технический фактор – прогресс в области транспорта и коммуникаций, сокративший так называемое экономическое расстояние между странами, облегчивший процесс передачи технологий и знаний, а также торговлю товарами, услугами, движение инвестиций и передвижение людей.

Идеологический фактор – преодоление идеологических разногласий между Востоком и Западом, идеологическая конвергенция, приведшая к доминированию в мире буржуазной идеологии и капиталистических рыночных отношений.

Общественный фактор – ослабление роли традиционных социальных и семейных связей, усиление влияния в мире так называемых западных ценностей, тенденция космополитизации культурных стандартов, морали, жизненных устоев; интернационализация СМИ; все более широкое использование английского языка в качестве средства межнационального общения.

Процесс глобализации все более ускоряется и охватывает все большие сферы жизни. По мнению профессора экономики Нью-Йоркского университета Н. Рубини, глобализация является ведущей тенденцией современной мировой экономики. Помимо расширения международной торговли товарами и услугами происходят увеличение международных потоков капитала и труда, расширение мировых цепочек поставок и рост прямых иностранных инвестиций. В эту тенденцию вписывается интеграция в мировую экономику стран с формирующимся рынком [7].

Наглядной иллюстрацией процесса глобализации служит исследование ВТО под названием "Сделано в мире", где на примерах некоторых товаров (самолеты, автомобили, компьютеры) показаны взаимосвязь и взаимозависимость производителей из разных стран. На рис. 1.1 изображен автомобиль, на примере которого можно видеть, что его комплектующие сделаны в разных странах (стекла – во Франции, электроника – в США и Японии, колеса – в Германии, двигатель – в Японии, сиденья и подголовники – в Норвегии, мешки безопасности – в Швеции, бампер – в Нидерландах и т.д.), хотя каждый продукт имеет свой товарный знак, наименование, обозначение страны происхождения.

Паскаль Лами, занимавший до сентября 2013 г. должность генерального директора ВТО, отмечал, что "фрагментация процесса производства способствует исчезновению границ и сокращению расстояний. Снижение транспортных расходов, информационная и технологическая революция, открытость экономической политики приводят к тому, что продукция уже не привязана к одной стране, а принадлежит всему миру" [8].

Особо следует отметить роль ТНК в этих процессах. Они выступают как основная движущая сила глобализации, ключевой фактор роста международной торговли. Формирование ТНК было связано, как справедливо отмечает профессор Р. И. Хасбулатов [9], с внешней торговлей, которая предоставляла им крупные преимущества, позволяя более успешно преодолевать многочисленные торговые (создание филиалов за рубежом помогает обходить тарифные и нетарифные ограничения, применяемые при регулировании внешней торговли) и политические барьеры. В этих целях ТНК использовали дочерние компании, играющие роль внутреннего плацдарма в странах, с помощью которых они проникали на рынки других стран. Деятельность ТНК на современном этапе активизирует международное разделение труда в глобальных масштабах.

Рис. 1.1. Сделано в мире

Источник: URL: wto.org/english/res_e/statis_e/miwi_e/flyer_miwi_e.pdf.

В настоящее время ключевую роль в развитии международной торговли играют достижения НТП. Открытия в области телекоммуникационных связей, распространение Интернета и информационных технологий, прогресс на транспорте привели к существенному снижению транзакционных расходов (затрат, связанных с оформлением коммерческих сделок): сократили бумажный оборот, снизили сроки переговорного процесса, позволили устранить административные барьеры. Развитие современных средств связи вывело на мировую арену ранее неизвестные виды деятельности – телеконференции, дистанционное образование, телемедицину, аутсорсинг, транснациональный консалтинг и др. Совершенствование транспортных средств, в том числе распространение контейнерных перевозок, обеспечило сокращение так называемого экономического пространства, удешевило перевозки, позволило странам не только расширить рынки для своей продукции, но и получить доступ к удаленным ресурсам.

Вместе с тем следует отметить, что не все явления в экономической жизни отдельных стран и мира в целом напрямую связаны с глобализацией. Продолжают играть существенную роль и другие факторы: политика правительств разных государств (в первую очередь США, которые и в XXI в. стремятся сохранить и усилить свое экономическое и военно-политическое доминирование, формируя однополюсный мир), деятельность международных организаций, акторов финансового рынка и транснационального капитала. Также важно не забывать, что глобализация является той площадкой, где демонстрируются неравные возможности и "разнокачественность" стран, вынужденных действовать по универсальным и не ими установленным правилам, дающим преимущества только лидерам.

Эта дифференциация связана с факторами, отмеченными профессором А. Н. Дынкиным [10]:

• различность заданных (имманентных) характеристик участвующих в глобализации стран – природно-климатических, географических условий, обеспеченности ресурсами, численности населения и т.д.;

• накопленный или растерянный в ходе исторического развития потенциал;

• нахождение на различной ступени развития с разной экономической структурой.

Все это отражается на возможности страны вступить в постиндустриальую фазу развития с преимущественным упором на развитие услуг и инноваций. Здесь уместно вспомнить теорию центра и периферии, разработанную выдающимся аргентинским экономистом Р. Пребишем, согласно которой десятки периферийных стран обречены на отставание, а развитие и прогресс сосредоточены в нескольких индустриально развитых центрах. Эта концепция получила развитие в рамках школы мир-системного анализа (MCA), связанной с именем американского ученого И. Валлерстайна. В его модели мир-системы все государства классифицируются по принципу "центр, полупериферия и периферия":

• страны, производящие высокотехнологичную продукцию с использованием передовых технологий;

• страны – производители несложных готовых изделий и продовольствия;

• страны, поставляющие дешевую рабочую силу, ресурсы и сельскохозяйственные товары.

Согласно оптимистическому сценарию, активно пропагандируемому ООН, страны периферии должны переходить сначала во вторую группу, затем и в первую. Пока такой переход удался немногим, можно говорить о КНР, Республике Корея, небольших государствах вроде Сингапура и Тайваня, отчасти Бразилии. Подавляющее большинство развивающихся стран остается в прежнем, периферийном состоянии. Что же касается некоторых бывших социалистических стран, в том числе республик СССР, то многие из них в результате структурной ломки 1990-х гг. спустились на низшую ступень этой градации.

Разумеется, помимо отмеченных базовых показателей степень включенности каждой страны в глобализационные процессы будет определяться и чисто национальными факторами: политикой, проводимой правительством страны; бизнес-климатом; степенью развитости инфраструктуры транспорта и связи; уровнем науки, техники, образования населения; социальными условиями и т.п.

Как говорилось выше, важнейшей движущей силой глобализации является международная торговля. Значение ее заметно усиливается с конца прошлого века, когда прослеживалась явная тенденция на увеличение в валовом внутреннем продукте (ВВП) доли продукции, реализуемой посредством международного товарообмена (в 2009 г. в связи с мировым финансовым кризисом эта тенденция несколько притормозилась). Доля экспорта в мировом ВВП выросла с 18% в 1982 г. до 31% в 2012 г . В этот же период отмечался и рост международной инвестиционной активности. Доля прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в ВВП выросла с 5 до 32%, а продаж зарубежных филиалов в ВВП – с 22 до 36% (табл. 1.1).

Для характеристики уровня вовлеченности страны в мировое хозяйство помимо доли экспорта в ВВП используется еще ряд показателей:

• отношение стоимости национального экспорта к ВВП страны (экспортная квота), %;

• отношение стоимости национального импорта к ВВП страны (импортная квота), %;

Таблица 1.1. Показатели интернационализации мировой экономики, млрд долл.

Наименование

1982 г.

1990 г.

2005-2007 гг. (средний докризисный показатель)

2009 г.

2010 г.

2011 г.

2012 г.

Мировая торговля

Мировой

ВВП

12 000

22 206

50 411

57 920

63 468

70 221

71 707

Экспорт товаров и услуг

2124

4382

15 008

15 196

18 956

22 303

22 432

Доля экспорта в ВВП, %

18

20

30

26

30

32

31

Прямые капиталовложения

Суммарный объем ПИИ

637

2081

14 588

18 041

20 380

20 873

22 813

Доля ПИИ в ВПП, %

5

9

29

31

31

29

32

Источник: ЮНКТАД. Доклад о мировых инвестициях, 2012. Обзор. К инвестиционной политике нового поколения. Нью-Йорк; Женева: Организация объединенных наций, 2012. С. 10; World Investment Report 2013: Global Value and Trade for Development 2013. UNCTAD. N. Y., 2013. P. XVII.

• отношение величины внешнеторгового оборота к ВВП (внешнеторговая квота);

• отношение доли какого-либо товара в экспорте страны к доле этого товара в мировой торговле (индекс внешнеторговой специализации);

• экспорт, импорт, товарооборот на душу населения.

В категорию стран с высокой степенью зависимости от внешнеторговой деятельности входят, как правило, страны с моно-товарной структурой экономики (например, страны – экспортеры нефти или монопроизводители сельскохозяйственных продуктов минерального сырья – кофе, бананов, какао, бокситов) или страны с развитой экономикой, но небольшим собственным внутренним рынком (Ирландия, Бельгия, Люксембург, Сингапур). В последнем случае экспортная квота может даже превышать 100%, так как в структуре торговли велика доля реэкспортируемых товаров. Для таких стран внешняя торговля, по мнению Р. И. Хасбулатова, является "несущей конструкцией" всей экономики и выступает определяющим для всей национальной экономики фактором развития [11].

Крупные развитые страны (США, Япония, Германия), а также такие страны, как Китай и Индия – с емким внутренним рынком, не так сильно зависят от внешней торговли: доля их экспорта и импорта в ВВП – около 10–12%. Разумеется, по отдельным видам продуктов степень зависимости от экспорта (например, поставка за рубеж услуг аутсорсинга в Индии) и импорта (нефть, газ, металлы, тропические фрукты, кофе, чай – для ряда стран) может быть велика, но в целом их экономики самодостаточны.

Тем не менее величина экспортной и импортной квоты позволяют оценить лишь уровень значимости для страны внешнего рынка, но не дают возможности определить качество внешнеторговых связей. Очевидно, что зависимость страны от экспорта сотен и тысяч наименований готовых изделий имеет для перспектив ее экономического развития совершенно другое значение, чем зависимость от экспорта одного-двух товаров, скажем, цитрусовых, кофе или нефти и газа. Поэтому количественные показатели страны всегда следует сопровождать анализом качественных характеристик.

"Чем выше технико-экономическое развитие той или иной страны, чем более развита ее промышленность и сфера услуг, чем больше в различных секторах экономики высокотехнологичных производств, тем большая часть производимых страной товаров и услуг выходит за пределы национальной территории и опосредуется международным обменом, расширяя степень экономической открытости страны", – справедливо отмечает И. Н. Платонова [12].

Об интернационализации мировой экономики свидетельствуют сравнительные данные по динамике роста экспорта и промышленного производства (табл. 1.2). На основании представленных данных можно отметить опережающее развитие экспорта по сравнению с мировым производством, что обусловлено ростом взаимозависимости между государствами.

Таблица 1.2. Индексы физического объема экспорта и промышленного производства (2005 г. = 100)

Год

Экспорт

Производство

2000

79

88

2005

100

100

2006

109

104

2007

116

109

2008

118

110

2009

104

104

2010

118

109

2011

124

111

Источник: WTO, International Trade Statistics, 2012: II. Merchandise trade by product. Table Al. P. 61 .

Подводя итог, выделим факторы, характерные для современного этапа развития международной торговли:

• существенное ускорение и диверсификация международной торговли под влиянием научно-технической революции;

• усиление международного характера производства, обмена товарами и услугами, технологиями, капиталом и т.д.;

• все более глубокое проникновение международных хозяйственных связей в национальные экономики и установление устойчивых связей между хозяйствующими субъектами разных стран;

• увеличение масштабов деятельности ТНК.