Характеристики СППР
Согласно Е. Turban [1], СППР обладает четырьмя основными характеристиками:
1) использует и данные, и модели;
2) предназначена для помощи менеджерам в принятии решений для слабо- и неструктурированных задач;
3) поддерживает, а не заменяет выработку решений менеджерами;
4) имеет цель – улучшение эффективности решений.
Е. Turban предложил список характеристик идеальной СППР (которая имеет мало общих элементов с определением, приведенным выше). Идеальная СППР:
1) оперирует со слабоструктурированными решениями;
2) предназначена для ЛПР различного уровня;
3) может быть адаптирована для группового и индивидуального использования;
4) поддерживает как взаимозависимые, так и последовательные решения;
5) поддерживает три фазы процесса решения: интеллектуальную часть, проектирование и выбор;
6) поддерживает разнообразные стили и методы решения, что может быть полезно при решении задачи группой ЛПР;
7) является гибкой и адаптируется к изменениям как организации, так и ее окружения;
8) проста в использовании и модификации;
9) улучшает эффективность процесса принятия решений;
10) позволяет человеку управлять процессом принятия решений с помощью компьютера, а не наоборот;
11) поддерживает эволюционное использование и легко адаптируется к изменяющимся требованиям;
12) может быть легко построена, если может быть сформулирована логика конструкции СППР;
13) поддерживает моделирование;
14) позволяет использовать знания.
Классификации СППР
Для СППР отсутствует не только единое общепринятое определение, но и исчерпывающая классификация. Разные авторы предлагают разные классификации.
На уровне пользователя Р. Haettenschwiler [2] делит СППР:
• на пассивные – системы, которые помогают процессу принятия решения, но не могут вынести предложение, какое решение принять;
• активные, которые могут сделать предложение, какое решение следует выбрать;
• кооперативные, позволяющие ЛПР изменять, пополнять или улучшать решения, предлагаемые системой, посылая затем эти изменения в систему для проверки. Система изменяет, пополняет или улучшает эти решения и посылает их опять пользователю. Процесс продолжается до получения согласованного решения.
На концептуальном уровне D. J. Power [3] различает следующие СППР:
1) управляемые сообщениями (communication-driven DSS, ранее групповая СППР – GDSS) – поддерживают группу пользователей, работающих над выполнением общей задачи;
2) управляемые данными (data-driven DSS), или ориентированные на работу с данными (data-oriented DSS), – в основном ориентируются на доступ и манипуляции с данными;
3) управляемые документами (document-driven DSS) – управляют, осуществляют поиск и манипулируют неструктурированной информацией, заданной в различных форматах.
4) управляемые знаниями (knowledge-driven DSS) – обеспечивают решение задач в виде фактов, правил, процедур;
5) управляемые моделями (model-driven DSS) – характеризуются в основном доступом и манипуляциями с математическими моделями (статистическими, финансовыми, оптимизационными, имитационными).
Отметим, что некоторые OLAP-системы, позволяющие осуществлять сложный анализ данных, могут быть отнесены к гибридным СППР, которые обеспечивают моделирование, поиск и обработку данных.
На техническом уровне D. Power [4] различает СППР всего предприятия и настольную. Система поддержки принятия решений всего предприятия подключена к большим хранилищам информации и обслуживает многих менеджеров предприятия. Настольная СППР – это малая система, обслуживающая лишь один компьютер пользователя.
Существуют и другие классификации (Alter [5], Holsapple и Whinston [6], Golden, Hevner и Power [7]). Отметим лишь, что превосходная для своего времени классификация Alter'a, которая разбивала все СППР на семь классов, в настоящее время устарела.
В зависимости от данных, с которыми работают СППР, их условно можно разделить на оперативные и стратегические.
Оперативные СППР предназначены для немедленного реагирования на изменения текущей ситуации в управлении финансово-хозяйственными процессами компании. Такие СППР получили название информационных систем руководства (executive information systems). По сути они представляют собой конечные наборы отчетов, построенных на основании данных из транзакционной информационной системы предприятия, в идеале адекватно отражающих в режиме реального времени основные аспекты производственной и финансовой деятельности. Для информационных систем руководства характерны следующие основные черты:
• отчеты, как правило, базируются на стандартных для организации запросах; число последних относительно невелико;
• информационная система руководства представляет отчеты в максимально удобном виде; наряду с таблицами отчеты включают в себя деловую графику, мультимедийные возможности и т.п.;
• обычно информационные системы руководства направлены на конкретный вертикальный рынок, например финансы, маркетинг, управление ресурсами.
Стратегические СПИР ориентированы на анализ значительных объемов разнородной информации, собираемой из различных источников. Важнейшая цель этих СППР состоит в поиске наиболее рациональных вариантов развития бизнеса компании с учетом влияния определенных факторов, таких как конъюнктура целевых для компании рынков, изменения на финансовых рынках и рынках капиталов, в законодательстве и др. Системы поддержки принятия решений этого типа предполагают достаточно глубокую проработку данных, специально преобразованных так, чтобы их было удобно использовать в ходе процесса принятия решений. Неотъемлемым компонентом СППР этого уровня являются правила принятия решений, которые на основе агрегированных данных дают возможность менеджерам компании обосновывать свои решения, использовать факторы устойчивого роста бизнеса компании и снижать риски. Стратегические СП I IP в последнее время активно развиваются. Технологии этого типа строятся на принципах многомерного представления и анализа данных (OLAP).
При создании СППР можно использовать web-технологии. В настоящее время СППР на основе web-технологий для ряда компаний являются синонимами СППР предприятия.