Характеристика уровней научного познания
Методология как общая теория познания формировалась в связи с необходимостью обобщения и разработки тех методов, средств и приемов, которые были открыты в философии, науке и других формах деятельности людей. Исторически первоначально методология разрабатывалась в рамках философии, поэтому она до сих пор тесно с ней связана.
Научное познание есть процесс, т.е. развивающаяся система знания, которая включает в себя два основных уровня – эмпирический и теоретический. Они хотя и связаны, но отличаются друг от друга по трем основным критериям:
1) по характеру предмета исследования:
2) типу применяемых средств;
3) особенностям методов.
Теоретический и эмпирический уровни рассматривают разные среды одной действительности. Сущность эмпирического исследования заключается в изучении явлений и их взаимосвязи. На этом уровне сущностные связи не выделяются в чистом виде. Исследование на эмпирическом уровне основывается на практическом взаимодействии исследователя с изучаемым объектом. На данном уровне преобладают рациональный момент и его формы, живое созерцание. Исходя из этого, исследуемый объект отражается прежде всего со стороны своих внешних связей и проявлений, доступных живому созерцанию. Характерные признаки эмпирического познания – сбор и первичное обобщение фактов, описание наблюдаемых и экспериментальных данных, их систематизация и классификация. Опытное (эмпирическое) исследование направленно на свой объект. Оно изучает его с помощью таких средств и приемов, как анализ, индукция, эксперимент, описание, сравнение, а его важнейшим элементом является факт. Теоретический уровень познания заключается в преобладании рационального момента (теорий, законов, понятий). Живое созерцание здесь становится подчиненным аспектом познавательного процесса, а не устраняется. Путем обработки эмпирических данных теоретическое знание отражает процессы и явления со стороны их универсальных внутренних связей и закономерностей.
Характерной чертой теоретического познания является его направленность на себя, внутринаучная рефлексия, т.е. исследование самого процесса познания, его форм, приемов, методов, понятийного аппарата и т.д. На основе теоретического объяснения и познанных законов осуществляются прогнозирование и научное предвидение будущего[1].
Для эмпирического уровня характерной особенностью является специфичность объекта познания. Это свойства, отношения, связи, включенные в процесс познания в ходе практической деятельности. Почти всегда познание осуществляется в чувственно- предметной форме. Задачи, решаемые на данной уровне познания, включают в себя:
1) составление диаграмм, схем для визуального восприятия наиболее важных аспектов объекта исследования;
2) получение на основе экспериментов, измерений, наблюдений научных данных;
3) классификацию эмпирической информации и других научных фактов;
4) сбор и группировку фактов об объекте познания.
На эмпирическом уровне, как правило, используют следующие методы изучения объектов.
Эксперимент – это комплекс операций, поставленных в специальные условия, которые должны способствовать измерению и сравнению объективных свойств, а также отношений и связей. Эксперимент может проводиться в трех сферах: социальной, производственной и лабораторной.
Проведение эксперимента является решающим для практики. Он выступает как основа теории и гипотез. Наряду с этим теория является основой эксперимента.
Для экономических исследований эксперимент может быть в двух формах:
1) социологические исследования;
2) эксперимент в виде апробирования методов и группы приемов.
Эффективность эксперимента в основном зависит от условий проведения и степени обоснования.
Наблюдение – система регистрации и фиксации связей и свойств объекта исследования. Возможности познания зависят от интенсивности и характера чувственного восприятия, условий наблюдения, особенностей объекта наблюдения, совершенства измерений. Данный метод в благоприятных условиях обеспечивает разностороннюю и обширную информацию для фиксации и формирования научных фактов и обладает рядом функций: регистрация, фиксация информации, а также предварительная классификация фактов.
Описание – это особый метод получения эмпирического знания. Его суть заключается в том, что он систематизирует данные, полученные в результате измерения, наблюдения и эксперимента. Полученные данные выражаются на языке графиков, схем, таблиц и т.д. Изучаемый объект отражается в целом благодаря систематизации фактов, обобщающих отдельные стороны явлений. Описание может быть представлено в виде графических методов и в виде средств собственного языка.
Измерение – система регистрации и фиксации количественных характеристик объекта исследования. Сама процедура измерения связана с показателями: плановыми, отчетными, статистическими.
В процессе использования метода измерения необходимо учитывать единство качественной и количественной сторон изучаемого объекта. Данный метод при проведении эксперимента находит свое выражение в математическом воспроизведении количественных и качественных характеристик.