Три группы главных лоббистских стратегий в Брюсселе
• Негативные стратегии, состоящие в прямом противостоянии предложениям со стороны Комиссии или в выдвижении несостоятельных контрпредложений. Такими стратегиями часто пользуются сельскохозяйственные лобби.
• Консервативные стратегии, в которых осторожность доминирует над действиями и инициативами: мониторинг, встречи с чиновниками и незначительная доля PR.
• Упреждающие стратегии, заключающиеся в конструктивной работе с Комиссией в духе партнерства и доверия. Последние встречаются относительно редко, что не очень хорошо для чиновников, потому что для них это наиболее предпочтительный вид лоббизма, обеспечивающий их компетентной информацией.
Д. Геген указывает на следующие стадии лоббистского процесса: поиск информации; анализ; оказание влияния; контроль за воплощением.
Первое и самое главное – сбор информации. Несмотря на то что в академической литературе значение информационного мониторинга и сбора информации принижается, практики часто указывают на то, что это - ключевой элемент их работы. Для этого создается сеть сбора информации среди объединений и институтов ЕС. Важность информации состоит в том, что чем раньше лоббист получает доступ к информации, тем раньше он вступает в законодательный процесс, тем с большей эффективностью он на него воздействует. Большинство практикующих лоббистов постоянно подчеркивают, что из-за сложности европейских процедур, время вступления в процесс имеет критическое значение. Суть же открытого мониторинга в том, чтобы фиксировать, чьи интересы обнаруживаются в повестках. Вперед важная задача в ходе работы с многочисленными комитетами - сделать множественные экспертизы по данному вопросу управляемыми, зависимыми и в итоге представить их как независимыми.
Большинство законов пишется экспертами и чиновниками на более низком уровне. Во многих случаях с ними и начинают работать лоббисты.
Чиновники более высокого уровня привлекаются лишь в тупиковых ситуациях, когда политические ставки слишком высоки.
Также существенную помощь оказывает лоббистам использование принципов европейского законотворчества: свободное передвижение людей и товаров, социальное взаимодействие, трудовая занятость населения и конкурентность. Еще один важный аспект обоснования своей позиции – представить точку зрения не частной (национальной), а европейской, тогда она имеет больше шансов на серьезное рассмотрение. Кстати, именно поэтому группы интересов так часто формируют альянсы при лоббировании в Брюсселе – чтобы дать обсуждаемому вопросу европейский контекст и измерение[1].