Государство и экономика
Пути решения названной проблемы различны, но в конечном счете почти все они так или иначе упираются в государство, в проводимую им экономическую политику, в ориентацию на ту или иную модель развития. Далеко не случаен при этом тот знаменательный факт, что едва ли не половина новых государств Африки на первых порах отдала дань марксистско-социалистическим экспериментам.
О пагубности этой дани уже немало сказано и еще будет идти речь в специальной главе. Пока же заметим, что в странах, которые пытались реализовать идеи так называемого научного социализма, осуществлялась суперцентрализация власти при лишении населения практически всех прав и свобод и превращении его в трудовую армию, что, правда, во многом отвечало реалиям стран с отсталой экономикой и неразвитым общественным сознанием. Руководителям этих государств казалось, что путем небольших усилий, не меняя коренным образом привычную структуру и сохранив принятые нормы бытия, крайне отсталой трудовой и производственной культуры, можно за счет энтузиазма и организации сконцентрировать реально отсутствующую, но потенциально, естественно, предполагаемую трудовую мощь населения и таким образом решить проблему отсталости. Увы, практика показала, что расчет неверен в самой своей основе.
Ошибка была в том, что такими методами свободную рыночную экономику не создать. Что же касается несвободной хозяйственной системы, основанной на известных с древности нормативах генеральной структуры власти-собственности с централизованной редистрибуцией и командно-административной системой управления, то и для нее нужны, как показывает история, столетия и тысячелетия развития в рамках восточных государств и обществ восточного (не первобытновосточного) типа, не говоря уже о более чем скромных ее возможностях по сравнению с антично-буржуазной западной структурой и обществами западного типа. Словом, с точки зрения современных темпов и учитывая стартовый полупервобытный, а то и вовсе первобытный уровень, с которого едва ли не большинству отсталых стран Африки приходилось начинать, многое в особенностях развития деколонизованной Тропической Африки станет вполне понятным. В частности, и то, почему марксистско-социалистическая модель с ее откровенным акцентом на близкие первобытным обществам коллективизм и эгалитаризм в потреблении с неприятием частной собственности и свободного рынка, в основе своей неведомых африканскому населению, оказалась не просто экономически неэффективной, но и ведущей в тупик.
Социалистические марксистские лозунги подчас с энтузиазмом подхватывались массами и создавали иллюзию близкого успеха. Но иллюзия не могла превратиться в реальность, так что рано или поздно жизнь вынуждала правительства соответствующих стран отказываться от ведущего в никуда пути и возвращаться на иной путь, рыночно-капиталистический. Впрочем, не был устлан розами и этот путь. Для тех стран, которые вступили на него после эксперимента с социализмом, многое оказалось упущенным, прежде всего темп.
пример
В качестве примера достаточно привести Гвинею, раньше и активнее многих вступившую уже в 1960 г. под руководством Секу Туре на путь марксистского эксперимента. Владея немалой долей мировых запасов бокситов, эта небольшая страна могла бы только за этот счет стать вровень с теми, кто мудро распорядился своими ресурсами. Но национализация львиной доли промышленности, включая горнодобывающую, воспрепятствовала этому. Отсюда и результат: уровень жизни крайне низок, экономика неэффективна. Реформа 1986 г., взявшая курс на приватизацию промышленности и активизацию иностранного капитала, привела к некоторому улучшению положения, но время было безвозвратно утеряно.
Немногим лучше оказалось положение тех стран, которые с самого начала прочно встали на путь капиталистического рыночного развития. Конечно, умелая эксплуатация ресурсов дала тем, кто сумел ее наладить, много преимуществ, о чем уже упоминалось. Но тем, кто этого сделать не сумел или испытывал недостаток в ресурсах, приходилось опираться на имевшиеся возможности. Здесь государство было вынуждено выходить на передний план. Экономически неэффективные, но крайне нужные для развития страны производства государство брало на себя, национализировало (не из принципа, как в марксистском эксперименте С. Туре, а в силу необходимости). Это вело к усугублению их экономической неэффективности, к тому же отягощенной коррупцией и злоупотреблениями администрации. Разумеется, при этом государство проводило политику стимулирования частного предпринимательства и мелкого рыночного хозяйства (о крупном, естественно, речи не было, если не считать, что государственные предприятия наряду со всеми иностранными были субъектами мирового рынка).
Но втягивание местного населения даже в мелкое рыночное хозяйство с акцентом на развитие предпринимательства требовало времени и усилий, а потому долго не могло дать необходимого эффекта. Повышение качества труда - дело медленное, требующее усилий поколений, нуждающееся, кроме терпения и настойчивости, еще и в условиях. В данном случае условия сводятся к тому, чтобы обеспечить все возрастающее, причем весьма быстрыми темпами, городское население подходящими для него рабочими местами, что предполагает, в частности, строительство не только промышленных предприятий и объектов инфраструктуры. Именно это способно необходимым образом со временем, далеко не сразу, дисциплинировать и цивилизовать массы прибывающих в города выходцев из общинной деревни, из привычного доиндустриального первобытно-племенного быта.
Специальное исследование проблем развития мелкого и среднего предпринимательства в современных молодых государствах Африки показало, что в последние годы в этом направлении наметился своего рода поворот, пусть и медленный. Все большее количество частнособственнических предприятий, в большинстве своем мелких, практически индивидуальных, появляется в экономике и на рынке африканского континента. Это обнадеживающий признак, даже если принять во внимание, что многие из такого рода предприятий весьма далеки пока от того, чтобы уподобиться современным рыночным фирмам, ибо несут на себе заметный отпечаток привычных старых форм торговли или ремесленного производства. Дело в том, что путь к рынку тем сложнее, чем с более низкого уровня экономического существования населения он начинается. Ниже африканского этот уровень едва ли еще где-либо можно встретить. Поэтому тенденция к развитию рынка и некоторому его насыщению за счет самодеятельного африканского населения - факт отрадный и заслуживающий внимания. Этот факт заслуживает внимания прежде всего в том плане, что свидетельствует о массовом выходе на рынок мелкого местного предпринимателя. Только такой предприниматель может если и не насытить рынок (это с успехом делают и без него, в основном зарубежные фирмы), то хотя бы освоить, сделать его своим для местного населения. А от такого рода освоения рынка и вообще рыночного хозяйства местным населением и зависит в конечном счете будущее национальной экономики каждой из новых современных стран Африки.
Иными словами, экономический успех, прогресс в развитии станет заметен в Африке южнее Сахары тогда, когда на ее рынки выйдут в заметном количестве мелкие и средние местные предприниматели. Пока до этого, увы, еще далеко, что обусловлено многими причинами. Частично о них уже шла речь. Обратим теперь специальное внимание на социокультурный аспект проблемы.