Влияние партионности на издержки и на выбор размера партии
Определение рационального размера партии является одним из важных факторов эффективности логистических систем. Параметры партионности очень важны с точки зрения организации взаимодействия во всей цепи поставок и оптимизации логистических издержек.
Увеличение размера партии влечет за собой снижение транспортных издержек (рис. 4.6), однако при этом возрастает размер запасов и оборотных средств. Быстрота реакции товаропроизводителей на колебания рыночного спроса снижается из-за большого интервала между поставками и необходимостью реализации значительного объема уже поставленных товаров.
Рис. 4.6. Зависимость стоимости перевозки от партионности (внутренний транспорт):
На графике показано, как изменяется выраженная и условных единицах ставка на перевозку 1 кг груза при выборе различных видов транспорта и размеров партии (данные транспортной статистики США).
Снижение размера партии позволяет сократить складские запасы, в идеальном случае — вовсе отказаться от запасов в определенных элементах цепи поставок. При этом повышается скорость реакции на изменения рыночной ситуации, но и стоимость транспортировки товаров мелкими партиями наиболее высока.
Таким образом, определение оптимального размера партии представляет собой оптимизационную задачу, которая может решаться в форме минимизации суммарных логистических издержек.
Организационно и для грузовладельца, и для перевозчика наиболее удобны повагонные или помашинные перевозки, которые относительно дешевы и могут выполняться "от двери до двери" без использования промежуточных терминалов или складов. Вместе с тем в логистических системах, использующих средства наземного транспорта, партионность таких поставок часто планируется вынужденно исходя из грузоподъемности типичного вагона (68—70 т) или автомобиля (порядка 20 т для междугородных или международных перевозок). Причина в том, что незначительное увеличение размера партии, желательное с точки зрения повышения эффективности товародвижения, может потребовать оплаты еще одного полного вагона или автомобиля, а небольшое его уменьшение приведет к переходу в зону "мелкопартионного" тарифа. И то и другое отклонение от повагонной или помашинной нормы ведет к скачкообразному повышению стоимости перевозки.
Весьма сложной является задача рационального выбора размера партии при перевозках водными видами транспорта, поскольку грузоподъемность судов, особенно морских, может изменяться в очень широких пределах (табл. 4.5). При этом значительно меняется и стоимость перевозки. Так, при длине кругорейса в 1000 морских миль издержки на одну тонно-милю для балкера дедвейтом 15 тыс. т примерно втрое выше, чем у аналогичного судна дедвейтом 120 тыс. т. Но если длина кругорейса составляет 20 тыс. миль, то расходы малотоннажного судна оказываются уже в пять раз выше. Поэтому при фрахтовании морских судов, как правило, стремятся к выбору судна максимального дедвейта для наибольшего объема судовой партии. Вместе с тем для партии большого объема может в нужный момент не найтись подходящего судна, или такое судно из за большой осадки не сможет зайти в удобные для грузовладельца порты. Так, если для балкера дедвейтом 16 тыс. т с осадкой около 9 м доступно 75% всех морских портов мира, то аналогичное судно дедвейтом порядка 100 тыс. т и осадкой около 15 м сможет зайти всего в 20% портов. Дополнительной проблемой может стать организация надежной сухопутной доставки груза до выбранного морского порта.
Таблица 4.5. Характерная грузоподъемность транспортных средств различных видов транспорта
Вид транспорта |
Транспортные средства |
Грузоподъемность |
|||
Автомобильный |
Автомобили для городских и пригородных перевозок Автопоезда для междугородных и международных перевозок |
0,5-5 т 20 т |
|||
Воздушный |
Грузовой самолет АН-124 |
120 т |
|||
Железнодорожный |
Одиночный вагон Грузовой поезд (Россия) |
70 90 г 4—5 тыс. т |
|||
Внутренний водный |
Суда для малых рек Суда для глубоководных рек Толкаемые речные составы |
300-500 т До 5 тыс. т До 25 тыс. т |
|||
Морской |
Балкеры Танкеры Контейнеровозы |
10-100 тыс. т 30-300 тыс. т Вмещают до 18 тыс. TEU |
|
||