Влияние партионности на издержки и на выбор размера партии

Определение рационального размера партии является одним из важных факторов эффективности логистических систем. Параметры партионности очень важны с точки зрения организации взаимодействия во всей цепи поставок и оптимизации логистических издержек.

Увеличение размера партии влечет за собой снижение транспортных издержек (рис. 4.6), однако при этом возрастает размер запасов и оборотных средств. Быстрота реакции товаропроизводителей на колебания рыночного спроса снижается из-за большого интервала между поставками и необходимостью реализации значительного объема уже поставленных товаров.

Рис. 4.6. Зависимость стоимости перевозки от партионности (внутренний транспорт):

На графике показано, как изменяется выраженная и условных единицах ставка на перевозку 1 кг груза при выборе различных видов транспорта и размеров партии (данные транспортной статистики США).

Снижение размера партии позволяет сократить складские запасы, в идеальном случае — вовсе отказаться от запасов в определенных элементах цепи поставок. При этом повышается скорость реакции на изменения рыночной ситуации, но и стоимость транспортировки товаров мелкими партиями наиболее высока.

Таким образом, определение оптимального размера партии представляет собой оптимизационную задачу, которая может решаться в форме минимизации суммарных логистических издержек.

Организационно и для грузовладельца, и для перевозчика наиболее удобны повагонные или помашинные перевозки, которые относительно дешевы и могут выполняться "от двери до двери" без использования промежуточных терминалов или складов. Вместе с тем в логистических системах, использующих средства наземного транспорта, партионность таких поставок часто планируется вынужденно исходя из грузоподъемности типичного вагона (68—70 т) или автомобиля (порядка 20 т для междугородных или международных перевозок). Причина в том, что незначительное увеличение размера партии, желательное с точки зрения повышения эффективности товародвижения, может потребовать оплаты еще одного полного вагона или автомобиля, а небольшое его уменьшение приведет к переходу в зону "мелкопартионного" тарифа. И то и другое отклонение от повагонной или помашинной нормы ведет к скачкообразному повышению стоимости перевозки.

Весьма сложной является задача рационального выбора размера партии при перевозках водными видами транспорта, поскольку грузоподъемность судов, особенно морских, может изменяться в очень широких пределах (табл. 4.5). При этом значительно меняется и стоимость перевозки. Так, при длине кругорейса в 1000 морских миль издержки на одну тонно-милю для балкера дедвейтом 15 тыс. т примерно втрое выше, чем у аналогичного судна дедвейтом 120 тыс. т. Но если длина кругорейса составляет 20 тыс. миль, то расходы малотоннажного судна оказываются уже в пять раз выше. Поэтому при фрахтовании морских судов, как правило, стремятся к выбору судна максимального дедвейта для наибольшего объема судовой партии. Вместе с тем для партии большого объема может в нужный момент не найтись подходящего судна, или такое судно из за большой осадки не сможет зайти в удобные для грузовладельца порты. Так, если для балкера дедвейтом 16 тыс. т с осадкой около 9 м доступно 75% всех морских портов мира, то аналогичное судно дедвейтом порядка 100 тыс. т и осадкой около 15 м сможет зайти всего в 20% портов. Дополнительной проблемой может стать организация надежной сухопутной доставки груза до выбранного морского порта.

Таблица 4.5. Характерная грузоподъемность транспортных средств различных видов транспорта

Вид транспорта

Транспортные средства

Грузоподъемность

Автомобильный

Автомобили для городских и пригородных перевозок Автопоезда для междугородных и международных перевозок

0,5-5 т 20 т

Воздушный

Грузовой самолет АН-124

120 т

Железнодорожный

Одиночный вагон Грузовой поезд (Россия)

70 90 г 4—5 тыс. т

Внутренний водный

Суда для малых рек

Суда для глубоководных рек

Толкаемые речные составы

300-500 т До 5 тыс. т До 25 тыс. т

Морской

Балкеры Танкеры

Контейнеровозы

10-100 тыс. т 30-300 тыс. т Вмещают до 18 тыс. TEU