Лекция 10. Государственный финансовый контроль
С точки зрения теории менеджмента контроль является обязательным элементом управления, обеспечивающим обратную связь в процессе управленческого воздействия. Управление финансами осуществляется в рамках двух подсистем: операционной, построенной для достижения заданных целей, и контролирующей. Контролирующая подсистема пронизывает операционную, организационно обеспечивает обратную связь в управленческом процессе на необходимых участках. Особенностью контрольной функции управления является то, что она дает данные для других основных функций управления, но не утрачивает при этом своего самостоятельного значения1.
Выполняя контрольную функцию, финансовый контроль решает следующие задачи:
• выявление нарушений и отклонений в осуществлении финансово-хозяйственных операций;
• установление причин выявленных нарушений и отклонений, а также степени их влияния на состояние объекта контроля;
• устранение выявленных нарушений и отклонений;
• предупреждение возможных нарушений и отклонений.
Целью финансового контроля в широком смысле является реализация успешной финансовой политики государства и хозяйствующих субъектов, обеспечение эффективности процесса формирования, распределения и использования финансовых ресурсов во всех сферах и звеньях экономики страны. В качестве стратегической цели финансового контроля можно рассматривать достижение целей, поставленных перед субъектом управления финансами. С тактической точки зрения финансовый контроль ориентирован на получение информации для принятия решений, касающихся повышения эффективности финансовых отношений.
ОГЛАВЛЕНИЕ финансового контроля заключается в том, что он является системой наблюдения за финансово-хозяйственной деятельностью объекта управления, проверки соблюдения финансового законодательства субъектами финансовых отношений, защиты финансовых интересов всех субъектов хозяйствования и управления. Исходя из содержания, финансовый контроль можно рассматривать как регламентированную деятельность надлежащим образом уполномоченных субъектов по контролю достижения законности, целесообразности, эффективности и результативности на всех уровнях управления финансами.
Круг субъектов финансового контроля очень широк. К ним относятся уполномоченные государственные (муниципальные) органы финансового контроля, уполномоченные структурные подразделения государственных (муниципальных) органов, специализированные подразделения и службы организаций, а также их руководители и должностные лица, аудиторские организации и аудиторы, кредитные организации и др. Все субъекты финансового контроля должны быть наделены необходимыми полномочиями в установленном законом порядке.
Выделяют следующие принципы, обеспечивающие практическое достижение поставленных перед финансовым контролем задач:
• объективности, означающий отсутствие предвзятости или предрасположенности, а также каких-либо особых мотивов в подходах к планированию и проведению контрольных мероприятий;
• ответственности, в соответствии с которым все участники правоотношений, возникающих в ходе осуществления финансового контроля, должны нести ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение своих обязанностей;
• системности, предполагающий наличие системного подхода к организации финансового контроля;
• сбалансированности, означающий, что субъекту финансового контроля нельзя поручать достижение задач, не обеспеченных соответствующими организационными и техническими средствами для их надлежащего исполнения;
• своевременного сообщения о выявленных существенных отклонениях, гласящий, что указанная информация должна быть оперативно доведена до лиц, непосредственно принимающих решения по данным отклонениям;
• соответствия контролирующей и контролируемой систем, устанавливающий, что степень сложности финансового контроля должна в каждый конкретный момент времени соответствовать степени сложности структуры объекта контроля;
• постоянства, определяющий действие системы финансового контроля па постоянной основе, что позволяет своевременно выявлять отклонения от плановых заданий и норм;
• комплексности, предполагающий, что весь комплекс объектов финансового контроля должен быть охвачен его различными формами в зависимости от уровня риска.
Контроль в сфере финансовых отношений со стороны субъектов, обладающих государственными, властными полномочиями играет важнейшую роль в финансовой системе. Именно государственный финансовый контроль является гарантом соблюдения законности, эффективности и результативности в формировании и использовании как государственных, так и частных финансов. Исследуя роль государственного элемента в регулировании различных финансовых отношений, можно выделить следующие самостоятельные виды государственного финансового контроля: бюджетный, налоговый, таможенный, страховой, банковский, валютный, контроль за отношениями на финансовых рынках, контроль в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма (финансовый мониторинг) и др. (рис. 10.1.1).
Финансовый контроль также можно классифицировать по различным критериям:
1) по предмету, субъектам и объектам.
Рис. 10.1.1. Классификация государственного финансового контроля
На уровне государственной власти и местного самоуправления предметом финансового контроля является совокупность финансовых отношений в области образования, распределения и использования денежных фондов государства и субъектов местного самоуправления, субъектами — органы государственного и муниципального финансового контроля. Объекты государственного и муниципального финансового контроля устанавливаются в законодательном порядке. Финансовый контроль выступает как форма реализации контрольной функции государственных и муниципальных финансов, охватывающей всю совокупность денежных отношений, возникающих в процессе формирования и использования централизованных денежных фондов.
На уровне хозяйствующего субъекта объектом финансового контроля является сам хозяйствующий субъект, предметом -совокупность финансовых отношений, субъектами — надлежащим образом уполномоченные должностные лица и (или) специально создаваемые структурные подразделения этого хозяйствующего субъекта. В данном случае финансовый контроль выступает как форма реализации контрольной функции финансов хозяйствующих субъектов и представляет собой совокупность мероприятий, направленных на достижение законности, целесообразности, эффективности и результативности финансовой деятельности.
Аудиторский контроль — это регламентированная нормами права деятельность аудиторов по проверке бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемых лиц в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности.
Ведомственный финансовый контроль осуществляется специализированными структурными подразделениями органов государственной власти и местного самоуправления в отношении подведомственных объектов;
2) по времени проведения:
• предварительный финансовый контроль;
• текущий (оперативный) финансовый контроль;
• последующий финансовый контроль.
Данная классификация при всей ее кажущейся простоте является одной из наиболее неоднозначных, поскольку ее практическая реализация в различных отраслях финансового контроля также различна. В частности, на уровне хозяйствующего субъекта отправной точкой для разделения финансового контроля на предварительный, текущий и последующий является конкретная финансовая операция. Что же касается государственного и муниципального финансового контроля, то в рамках БК РФ используется более сложный критерий, объединяющий в себе как время проведения операции, так и стадию бюджетного процесса1;
3) по характеру взаимоотношений между субъектом и объектом:
• внешний финансовый контроль — субъект и объект финансового контроля с организационной точки зрения независимы друг от друга;
• внутренний финансовый контроль — субъект находится внутри организационной структуры объекта финансового контроля;
4) по направлениям деятельности субъектов финансового контроля:
• финансовый контроль, направленный на выявление причин выявляемых отклонений и нарушений, разработку предложений по устранению и предотвращению нарушений и отклонений, оценку эффективности, результативности и целесообразности (экспертно-аналитическая деятельность);
• финансовый контроль, направленный на выявление и пресечения нарушений законодательства и локальных актов объекта контроля (контрольно-ревизионная деятельность);
5) по регламенту осуществления:
• обязательный;
• инициативный;
6) по формам (приемам и способам организации совокупности контрольных процедур):
• проверка;
• ревизия;
• надзор;
• наблюдение (мониторинг).
Контроль играет важнейшую роль в управлении финансовыми отношениями на всех уровнях экономики. Финансовый контроль — это важнейшая функция управления не только финансовыми, но и экономическими процессами в обществе1. Учитывая современное значение государства в управлении финансами, государственный и муниципальный финансовый контроль должен стать предметом наиболее глубокого рассмотрения. При этом нельзя недооценивать роль финансового контроля на уровне хозяйствующего субъекта.