Государственный долг

Государственный долг – это сумма накопленных в стране за определенный период бюджетных дефицитов, для покрытия которых привлекались заемные средства. Средства для покрытия бюджетного дефицита могут приобретаться за счет:

– продажи долгосрочных ценных бумаг;

– продажи краткосрочных ценных бумаг;

– продажи облигаций выигрышных займов и государственных сберегательных сертификатов;

– займов у собственных банков;

– займов за границей.

В результате подобных операций и образуется государственный долг, т.е. долг центрального правительства, который государство обязано вернуть с процентами в установленные сроки. Бюджетный дефицит и государственный долг тесно связаны между собой. Во-первых, государственные займы – важнейший источник покрытия бюджетного дефицита. Во-вторых, определить, насколько опасен тот или иной размер дефицита бюджета невозможно без анализа величины государственного долга. Различают внешний и внутренний государственный долг.

Внешний государственный долг – это долг иностранным государствам, организациям и лицам, который ложится на страну наибольшим бременем, так как страна должна отдавать ценные товары или оказывать определенные услуги, чтобы оплатить проценты и погасить долг.

Внутренний долг – это долг собственному населению. Он приводит к перераспределению доходов внутри страны. При этом утечка товаров и услуг за рубеж не происходит, но во внутренней экономической жизни страны могут возникнуть изменения, последствия которых иногда бывают весьма значительными.

Обычно в неконтролируемом росте государственного долга экономисты видят опасность, поскольку наличие долга влечет за собой реальные негативные экономические последствия:

– выплата процентов по внутреннему государственному долгу увеличивает неравенство в доходах, поскольку значительная часть государственных обязательств оказывается сконцентрированной у наиболее состоятельной части населения;

– повышение ставок налогов с целью изыскания средств для погашения долга может подорвать действие экономических стимулов развития производства, снизить интерес к инвестициям в новые рискованные предприятия;

– погашение внешнего долга предполагает передачу части (иногда весьма значительной) созданного внутри страны продукта за рубеж;

– рост внешнего долга снижает международный авторитет страны, подрывает доверие к ее кредитоспособности.

Помимо чисто экономических, можно отметить и социально-психологические последствия неконтролируемого роста государственного долга, связанные с нарастанием чувства неуверенности населения страны в завтрашнем дне. Тем не менее наличие государственного долга само по себе не является экономической катастрофой. Большинство государств мира в те или иные периоды своей истории прибегали к внутренним и зарубежным займам. В настоящее время разработаны такие экономические механизмы обслуживания государственного долга, которые позволяют смягчать его отрицательное влияние на экономику. К ним можно отнести:

– рефинансирование, когда при наступлении срока погашения долговых обязательств правительство выпускает и продает новые облигации, используя выручку для выплаты держателям погашенных облигаций;

– взимание новых налогов с целью получения доходов, достаточных для выплаты процентов по долгу и основной его суммы;

– эмиссия – выпуск в обращение дополнительных денежных средств.

Инфляция

Инфляция – это быстрый рост общего уровня цен на товары и факторы производства. При инфляции цены растут не на какие-то отдельные виды продукции, а на все товары сразу. Такое глобальное повышение цен можно интерпретировать как результат снижения стоимости денег, вследствие чего резко падает их покупательная способность и происходит скачкообразный рост цен. Уровень инфляции измеряется процентом изменения цен за определенный период времени.

Существует несколько видов инфляции:

умеренная – цены растут менее чем на 10% в год, а стоимость денег сохраняется почти стабильной;

галопирующая – рост цен на 20–200% в год, контракты привязываются к росту цен, деньги стремительно обесцениваются, поэтому их становится невыгодно держать и все стараются как можно быстрее переводить их в товары и запасы;

гиперинфляция – цены растут астрономически, расхождение цен и заработной платы становится катастрофическим, разрушается благосостояние даже наиболее обеспеченных слоев общества, разоряются мелкие и становятся убыточными даже крупнейшие предприятия.

Инфляция может достигать очень высокого уровня. Так, в середине 80-х гг. прошлого века инфляция в Бразилии достигала 200%, а в Боливии – более 20 000% в год. Самый впечатляющий пример гиперинфляции наблюдался в Германии в 20-е гг. XX в. В течение 1923 г. цены выросли в 1 млрд раз! Денежной единицей Германии того периода была марка. Так вот, если в начале года стоимость почтовой марки была меньше одной денежной, то к концу его одна почтовая марка стоила уже 20 000 000 000 денежных марок!

Умеренная инфляция – вполне нормальное явление, характерное для экономики почти каждой страны. Но приближение ее темпов к галопирующей уже становится опасным, когда же она достигает стадии гиперинфляции, то последствия для национальной экономики могут быть катастрофическими. Вести успешный бизнес в условиях гиперинфляции становится совершенно невозможно, поскольку полученные утром деньги уже к вечеру ничего не стоят. В таких условиях речь может идти только о стратегии выживания. Рецепт выживания – сворачивание торговли, отказ от денежных расчетов и натурализация хозяйства: переход к автономности и самодостаточности; упрощение производства, сокращение внешних связей, а там, где без обменных операций никак не обойтись, их предпочитают осуществлять методом бартера – прямого обмена одного товара на другой, без посредства денег.

Вот почему одной из важнейших проблем государственного регулирования экономики является контроль за инфляцией и сдерживание ее роста, чтобы не допустить перерастания умеренной инфляции в галопирующую или в гиперинфляцию.