Лекция III. Государственное регулирование рынка недвижимости
Предметом рассмотрения в настоящем разделе учебника являются основные направления и способы государственного регулирования отношений в сфере недвижимости: учет недвижимости и регистрация прав на недвижимость, регулирование земельных отношений и градостроительной деятельности, налогообложение недвижимости.
Лекция 12. Учет объектов недвижимости и регистрация прав на недвижимость
Статистика знает все... И одного она нс знает. Не знает и не может узнать. Она не знает, сколько в СССР стульев.
И. Ильф, Е. Петров
После изучения материалов главы студент должен:
знать
• основные направления государственного регулирования рынка недвижимости в современном мире,
• законодательные акты, регулирующие в России рынок недвижимости,
• значение для рынка недвижимости системы учета объектов недвижимости и регистрации прав на недвижимость,
• сведения, которые содержит Государственный кадастр недвижимости,
• принципы формирования земельного участка,
• сведения, которые содержатся в ЕГРП,
• гарантии, которые предоставляет государство добросовестным приобретателям недвижимости;
уметь
• определять набор документов, необходимых для государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество,
• использовать данные кадастрового учета для нахождения места расположения объекта и определения его параметров,
• работать с данными, содержащимися в кадастровом паспорте объекта недвижимости;
владеть
• навыками работы с нормативными документами, регламентирующими учет недвижимости и регистрацию нрав на недвижимое имущество,
• алгоритмом формирования кадастрового паспорта объекта,
• навыками работы со статистическими данными, содержащимися в государственных базах данных.
Основные элементы системы государственного регулирования рынка недвижимости
Способы использования объектов недвижимости, сделки с недвижимостью затрагивают интересы не только непосредственных участников операций с недвижимостью, но и широкого круга лиц: населения, проживающего в окружении объекта недвижимости, жителей города, региона, а иногда и всей страны (при реализации крупных проектов, таких, например, как автомобильные дороги).
В экономических терминах это означает, как отмечалось в гл. 1, что использование и обращение недвижимости связано с высоким уровнем внешних эффектов, как положительных, так и отрицательных. В связи с этим сфера недвижимости находится всегда в центре внимания государства и муниципалитетов, которые, отражая интересы общества в целом или местного сообщества, создали к настоящему времени разветвленную систему регулирования отношений на рынке недвижимости.
Рассматривая эту систему на экономико-теоретическом уровне, можно сказать, что общая цель государственного и муниципального регулирования состоит в обеспечении максимально экономически и социально эффективного использования недвижимости с минимизацией отрицательных внешних эффектов.
Эта цель находит свое отражение в подцелях, важнейшими из которых являются:
• надежное обеспечение прав и интересов собственников, владельцев и пользователей недвижимости с соблюдением интересов общества в целом и местных сообществ;
• стимулирование эффективного использования недвижимости в процессе экономической деятельности на всех уровнях экономической системы.
В целом система государственного регулирования отношениями в сфере недвижимости включает в себя такие направления, как (рис. 12.1):
• государственный учет недвижимости, оценка стоимости недвижимости и регистрация прав на недвижимость, в единстве создающие основу для активного воздействия государства и муниципалитетов на отношения, возникающие в обществе по поводу объектов недвижимости;
• регулирование землепользования: выделение категорий земель и установление для них различных режимов использования, регулирование оборота земель;
• регулирование городской застройки путем зонирования городских территорий и создания системы ограничений, дифференцированных по видам территориальных зон;
• лицензирование отдельных видов деятельности на рынке либо создание системы СРО, обеспечивающих соблюдение квалификационных и иных требований профессиональными участниками рынка недвижимости;
• создание системы технических нормативов и регламентов, обеспечивающих соответствие деятельности и результатов деятельности профессиональных участников рынка недвижимости (застройщиков, управляющих и пр.) градостроительным, экологическим и иным требованиям;
• налогообложение недвижимости и сделок с ней.
Рис. 12.1. Направления государственного регулирования сферы недвижимости
Система государственного регулирования рынка недвижимости, как и система государственного регулирования экономики в целом, содержательно состоит из трех основных подсистем, органически связанных друг с другом (рис. 12.2):
1) нормативно-правовой базы (законы и подзаконные акты);
2) организационной базы (органы государственного регулирования и принятые процедуры подготовки, принятия и реализации решений);
3) экономических рычагов и стимулов (налоги, платежи, штрафы, субсидии и пр.).
Рис. 12.2. Основные подсистемы государственного регулирования сферы недвижимости
Эффективность государственного регулирования может быть обеспечена только при согласованном развитии всех указанных подсистем, в ином случае, при их несбалансированности, отдельные меры оказываются неэффективными.
С учетом федерального устройства России, а также разделения между государственным и муниципальным управлением система управления обществом отношениями в сфере недвижимости включает себя государственное управление (регулирование), имеющее федеральный и субфедеральный уровни, и муниципальное управление (регулирование).
Проблемы государственного регулирования рынка недвижимости изучаются в целом ряде учебных курсов, так что в данном учебнике излагаются основы только трех из названных выше направлений:
• вопросы учета объектов недвижимости и регистрации прав на недвижимость;
• вопросы государственного регулирования землепользования и городской застройки;
• проблемы налогообложения недвижимости и сделок с недвижимостью.
В настоящей главе остановимся на основных элементах системы государственного регулирования рынка недвижимости.