Государственно-частное партнерство как форма взаимодействия бизнеса и государства в области КСО
Одной из наиболее распространенных форм взаимодействия бизнеса и государства в рамках КСО является государственно-частное партнерство (далее – ГЧП), под которым понимается совокупность социально-экономических отношений, складывающихся между государством и частным бизнесом.
Сферу применения ГЧП определяют органы государственного и муниципального управления исходя из региональных возможностей, стратегий развития региональных экономик и других факторов, имеющих определяющее значение при принятии решений о реализации проектов ГЧП. В практике управления наиболее востребованными являются такие формы партнерства государства и бизнеса, как: контрактные формы различных модификаций, аренда, концессии, соглашения о разделе продукции акционирование (включая совместные предприятия), государственные корпорации. Их характеристика и направления реализации принципов КСО представлены в табл. 5.8.
Таблица 5.8
Формы государственно-частного партнерства в рамках реализации концепции КСО
Форма ГЧП |
Характеристика |
Направление реализации принципов КСО[1] |
Контракты |
Административные договоры, заключаемые между государством (органом местного самоуправления) и частным бизнесом на осуществление определенных общественно необходимых и полезных видов деятельности |
1. Развитие местных сообществ: создание рабочих мест и повышение уровня подготовки кадров в регионах присутствия; поддержка местных поставщиков и производителей; инвестиции в расширение и диверсификацию экономической деятельности в регионах, продвижение инновационных технологий и реализация местных инициатив: инвестиции в решение региональных проблем в области образования, культуры, здравоохранения, жилищного и коммунального строительства и т.д.; соблюдение прав коренного населения и малочисленных народов. 2. Ответственные практики в отношении потребителей: предоставление качественных товаров и услуг, не представляющих угрозы для здоровья и жизни потребителей; добросовестное информирование о свойствах продукции и услуг: наличие процедур возмещения ущерба в случае предоставления товаров и услуг неудовлетворительного качества; обеспечение конфиденциальности личных данных потребителей; производство и продвижение среди покупателей товаров и услуг, обладающих социальными и экологическими преимуществами (подлежащих переработке и повторному использованию, с более длительным сроком службы, потребляющих возобновляемые источники энергии и ресурсы и т.д.). |
Аренда |
Передача государством (муниципальным образованием) на определенных договором условиях частному бизнесу государственного или муниципального имущества во временное пользование и за определенную плату и в форме лизинга, при которой лизингополучатель всегда имеет право выкупа государственного или муниципального имущества |
|
Концессии |
Договор на сдачу в эксплуатацию на определенных условиях природных богатств, предприятий и др. хозяйственных объектов, принадлежащих государству или муниципалитетам |
3. Охрана окружающей среды: снижение всех видов загрязнений (выбросы в атмосферу, сбросы в водные объекты, обращение с отходами и т.д.); развитие инновационных технологий, направленных на эффективное использование энергии, воды и других ресурсов; сокращение потребления невозобновляемых ресурсов; сохранение и восстановление биоразнообразия и природных экосистем; противодействие изменению климата и адаптации к нему (сокращение выбросов парниковых газов и учет прогнозов изменения глобального и местного климата при планировании деятельности); учет экологических факторов при организации работы офиса (экономия бумаги, энергии, воды, утилизация отходов, сокращение деловых поездок и замена их видеоконференциями, повышение экологической сознательности сотрудников и т.д.). 4. Добросовестные деловые практики: соблюдение принципов добросовестной конкуренции, антимонопольной и антидемпинговой политики; противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и борьба с коррупцией; создание дополнительных, в том числе материальных, стимулов для интеграции принципов КСО в деятельность поставщиков и деловых партнеров (учет экологических и социальных факторов в рамках закупочной и инвестиционной деятельности); продвижение принципов КСО в деловом сообществе (проведение конференций, обучающих мероприятий, подготовка тематических изданий и т.д.); поддержка публичных политических процессов но разработке и реализации государственной стратегии, направленной на благо общества. 5. Благотворительность н волонтерство: реализация и поддержка социально значимых программ и проектов, направленных на защиту уязвимых групп населения и формирование благоприятной социальной и культурной среды; формирование системы, стимулирующей сотрудников на участие в волонтерской деятельности |
Соглашения о разделе продукции |
Особый вид договора об учреждении совместного предприятия |
|
Госкорпораци |
Признается нс имеющая членства некоммерческая организация, формирующаяся на основе имущественного взноса и созданная для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций |
Анализ экономической литературы и зарубежного опыта позволил сделать вывод о том, что сферой применения ГЧП являются: природные ресурсы; объекты производственной инфраструктуры, включая автомобильные и железные дороги, трубопроводный транспорт; энергетические предприятия и линии электропередачи, гидротехнические системы, морские, речные и воздушные порты, линии связи и коммуникации; объекты социальной инфраструктуры (в первую очередь здравоохранение, образование); объекты в сфере общественных услуг, включая объекты муниципальной собственности: общественный транспорт, городское хозяйство, коммунальные услуги, объекты экологии.
В России наиболее популярной является такая форма партнерства, как контракты государственных и предпринимательских структур в виде совместных проектов, реализуемых в регионах с использованием государственной поддержки в различных ее формах из Инвестиционного фонда Российской Федерации. Результаты исследования 38 проектов ГЧП, реализуемых в 26 субъектах Российской Федерации при государственной поддержке за счет бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда Российской Федерации, представлены в табл. 5.9.
Наиболее приоритетными видами экономической деятельности в регионах, в которых реализуются проекты ГЧП, являются производство и распределение электроэнергии, газа и воды (33%), а также транспорт и связь (32%) (рис. 5.1).
Повышение эффективности использования механизма ГЧП крайне необходимо для динамичного социально-экономического развития и обеспечения социальной справедливости в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях. Вместе с тем реализация принципов концепции КСО, в свою очередь, способствует эффективному развитию взаимосвязи государства и бизнеса, а также общества на территориях ведения хозяйственной деятельности.
При этом более половины проектов ГЧП (53%) реализуется в Центральном и Приволжском федеральных округах, а по совокупной сметной стоимости проектов выделяются Сибирский и Северо-Западный федеральные округа: 528,3 и 349,1 млрд руб. соответственно (рис. 5.2).
Самостоятельная работа
Опираясь на официальные статистические данные, проведите рейтингование регионов РФ по степени развитости государственночастного партнерства.
Рис. 5.1. Структура проектов ГЧП, реализуемых в регионах, по видам экономической деятельности[2]
Рис. 5.2. Распределение проектов ГЧП, реализуемых в регионах, по федеральным округам и их совокупной сметной стоимости[3]
Таблица 5.9
Проекты ГЧП, реализуемые в регионах при государственной поддержке за счет средств Инвестиционного фонда Российской Федерации
Название проектов (количество, ед.) |
Сметная стоимость проекта (в среднем) |
Источники финансирования проекта |
||||||||
Собственные средства частного инвестора |
Заемные средства частного инвестора |
Средства бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов |
Средства Инвестиционного фонда Российской Федерации |
|||||||
млн руб. |
% |
млн руб. |
% |
млн руб. |
% |
млн руб. |
% |
млн руб. |
% |
|
Инвестиционные (комплексные инвестиционные) и региональные инвестиционные проекты (38) в том числе: |
82 655,4 |
100 |
30 821,9 |
37,3 |
24 774,2 |
30.0 |
4832,5 |
5,8 |
22 226,8 |
26,9 |
• региональные инвестиционные проекты (23) |
4538,2 |
100 |
1528,3 |
33,7 |
21 48,4 |
47,3 |
282,3 |
6,2 |
579,2 |
12,8 |
• инвестиционные проекты (8) |
108 935,2 |
100 |
37 140,4 |
34,1 |
32 309,0 |
29,6 |
8702,6 |
8,0 |
30 783,2 |
28,3 |
• комплексные инвестиционные проекты (7) |
52 621,3 |
100 |
23 600,5 |
44,8 |
16 163,1 |
30,7 |
409.7 |
0,8 |
12 448,0 |
23,7 |