Государственно-частное партнерство как форма взаимодействия бизнеса и государства в области КСО

Одной из наиболее распространенных форм взаимодействия бизнеса и государства в рамках КСО является государственно-частное партнерство (далее – ГЧП), под которым понимается совокупность социально-экономических отношений, складывающихся между государством и частным бизнесом.

Сферу применения ГЧП определяют органы государственного и муниципального управления исходя из региональных возможностей, стратегий развития региональных экономик и других факторов, имеющих определяющее значение при принятии решений о реализации проектов ГЧП. В практике управления наиболее востребованными являются такие формы партнерства государства и бизнеса, как: контрактные формы различных модификаций, аренда, концессии, соглашения о разделе продукции акционирование (включая совместные предприятия), государственные корпорации. Их характеристика и направления реализации принципов КСО представлены в табл. 5.8.

Таблица 5.8

Формы государственно-частного партнерства в рамках реализации концепции КСО

Форма ГЧП

Характеристика

Направление реализации принципов КСО[1]

Контракты

Административные договоры, заключаемые между государством (органом местного самоуправления) и частным бизнесом на осуществление определенных общественно необходимых и полезных видов деятельности

1. Развитие местных сообществ: создание рабочих мест и повышение уровня подготовки кадров в регионах присутствия; поддержка местных поставщиков и производителей; инвестиции в расширение и диверсификацию экономической деятельности в регионах, продвижение инновационных технологий и реализация местных инициатив: инвестиции в решение региональных проблем в области образования, культуры, здравоохранения, жилищного и коммунального строительства и т.д.; соблюдение прав коренного населения и малочисленных народов.

2. Ответственные практики в отношении потребителей: предоставление качественных товаров и услуг, не представляющих угрозы для здоровья

и жизни потребителей; добросовестное информирование о свойствах продукции и услуг: наличие процедур возмещения ущерба в случае предоставления товаров и услуг неудовлетворительного качества; обеспечение конфиденциальности личных данных потребителей; производство и продвижение среди покупателей товаров и услуг, обладающих социальными и экологическими преимуществами (подлежащих переработке и повторному использованию, с более длительным сроком службы, потребляющих возобновляемые источники энергии и ресурсы и т.д.).

Аренда

Передача государством (муниципальным образованием) на определенных договором условиях частному бизнесу государственного или муниципального имущества во временное пользование и за определенную плату и в форме лизинга, при которой лизингополучатель всегда имеет право выкупа государственного или муниципального имущества

Концессии

Договор на сдачу в эксплуатацию на определенных условиях природных богатств, предприятий и др. хозяйственных объектов, принадлежащих государству или муниципалитетам

3. Охрана окружающей среды: снижение всех видов загрязнений (выбросы в атмосферу, сбросы в водные объекты, обращение с отходами и т.д.); развитие инновационных технологий, направленных на эффективное использование энергии, воды и других ресурсов; сокращение потребления невозобновляемых ресурсов; сохранение и восстановление биоразнообразия и природных экосистем; противодействие изменению климата и адаптации к нему (сокращение выбросов парниковых газов и учет прогнозов изменения глобального и местного климата при планировании деятельности); учет экологических факторов при организации работы офиса (экономия бумаги, энергии, воды, утилизация отходов, сокращение деловых поездок и замена их видеоконференциями, повышение экологической сознательности сотрудников и т.д.).

4. Добросовестные деловые практики: соблюдение принципов добросовестной конкуренции, антимонопольной и антидемпинговой политики; противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и борьба с коррупцией; создание дополнительных, в том числе материальных, стимулов для интеграции принципов КСО в деятельность поставщиков и деловых партнеров (учет экологических и социальных факторов в рамках закупочной и инвестиционной деятельности); продвижение принципов КСО в деловом сообществе (проведение конференций, обучающих мероприятий, подготовка тематических изданий и т.д.); поддержка публичных политических процессов но разработке и реализации государственной стратегии, направленной на благо общества.

5. Благотворительность н волонтерство: реализация и поддержка социально значимых программ и проектов, направленных на защиту уязвимых групп населения и формирование благоприятной социальной и культурной среды; формирование системы, стимулирующей сотрудников на участие в волонтерской деятельности

Соглашения о разделе продукции

Особый вид договора об учреждении совместного предприятия

Госкорпораци

Признается нс имеющая членства некоммерческая организация, формирующаяся на основе имущественного взноса и созданная для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций

Анализ экономической литературы и зарубежного опыта позволил сделать вывод о том, что сферой применения ГЧП являются: природные ресурсы; объекты производственной инфраструктуры, включая автомобильные и железные дороги, трубопроводный транспорт; энергетические предприятия и линии электропередачи, гидротехнические системы, морские, речные и воздушные порты, линии связи и коммуникации; объекты социальной инфраструктуры (в первую очередь здравоохранение, образование); объекты в сфере общественных услуг, включая объекты муниципальной собственности: общественный транспорт, городское хозяйство, коммунальные услуги, объекты экологии.

В России наиболее популярной является такая форма партнерства, как контракты государственных и предпринимательских структур в виде совместных проектов, реализуемых в регионах с использованием государственной поддержки в различных ее формах из Инвестиционного фонда Российской Федерации. Результаты исследования 38 проектов ГЧП, реализуемых в 26 субъектах Российской Федерации при государственной поддержке за счет бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда Российской Федерации, представлены в табл. 5.9.

Наиболее приоритетными видами экономической деятельности в регионах, в которых реализуются проекты ГЧП, являются производство и распределение электроэнергии, газа и воды (33%), а также транспорт и связь (32%) (рис. 5.1).

Повышение эффективности использования механизма ГЧП крайне необходимо для динамичного социально-экономического развития и обеспечения социальной справедливости в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях. Вместе с тем реализация принципов концепции КСО, в свою очередь, способствует эффективному развитию взаимосвязи государства и бизнеса, а также общества на территориях ведения хозяйственной деятельности.

При этом более половины проектов ГЧП (53%) реализуется в Центральном и Приволжском федеральных округах, а по совокупной сметной стоимости проектов выделяются Сибирский и Северо-Западный федеральные округа: 528,3 и 349,1 млрд руб. соответственно (рис. 5.2).

Самостоятельная работа

Опираясь на официальные статистические данные, проведите рейтингование регионов РФ по степени развитости государственночастного партнерства.

Рис. 5.1. Структура проектов ГЧП, реализуемых в регионах, по видам экономической деятельности[2]

Рис. 5.2. Распределение проектов ГЧП, реализуемых в регионах, по федеральным округам и их совокупной сметной стоимости[3]

Таблица 5.9

Проекты ГЧП, реализуемые в регионах при государственной поддержке за счет средств Инвестиционного фонда Российской Федерации

Название проектов (количество, ед.)

Сметная стоимость проекта (в среднем)

Источники финансирования проекта

Собственные средства частного инвестора

Заемные средства частного инвестора

Средства бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов

Средства Инвестиционного фонда Российской Федерации

млн руб.

%

млн руб.

%

млн руб.

%

млн руб.

%

млн руб.

%

Инвестиционные (комплексные инвестиционные) и региональные инвестиционные проекты (38) в том числе:

82 655,4

100

30 821,9

37,3

24 774,2

30.0

4832,5

5,8

22 226,8

26,9

• региональные инвестиционные проекты (23)

4538,2

100

1528,3

33,7

21 48,4

47,3

282,3

6,2

579,2

12,8

• инвестиционные проекты (8)

108 935,2

100

37 140,4

34,1

32 309,0

29,6

8702,6

8,0

30 783,2

28,3

• комплексные инвестиционные проекты (7)

52 621,3

100

23 600,5

44,8

16 163,1

30,7

409.7

0,8

12 448,0

23,7