Государственная гражданская служба Российской Федерации
Как отмечалось ранее, государственная гражданская служба (далее – гражданская служба) – вид государственной службы, представляющий собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов РФ, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов РФ (ст. 5 Федерального закона № 58-ФЗ).
В отличие от военной и правоохранительной службы, цель гражданской службы – обеспечение полномочий федеральных государственных органов, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и обеспечение полномочий субъекта РФ, а также полномочий государственных органов субъекта РФ и лиц, замещающих должности субъекта РФ.
Правовые, организационные и финансово-экономические основы гражданской службы Российской Федерации установлены Федеральным законом № 79-ФЗ.
Статья 4 данного Закона устанавливает следующие принципы гражданской службы:
1) приоритет прав и свобод человека и гражданина;
2) единство правовых и организационных основ федеральной гражданской службы и гражданской службы субъектов РФ;
3) равный доступ граждан к гражданской службе;
4) профессионализм и компетентность гражданских служащих;
5) стабильность гражданской службы;
6) доступность информации о гражданской службе;
7) взаимодействие с общественными объединениями и гражданами;
8) защищенность гражданских служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность.
Гражданская служба Российской Федерации взаимосвязана с иными видами государственной службы Российской Федерации, а также с муниципальной службой.
В соответствии со ст. 6 Федерального закона № 79-ФЗ взаимосвязь гражданской службы и государственной службы Российской Федерации иных видов обеспечивается на основе единства системы государственной службы Российской Федерации и принципов ее построения и функционирования, а также посредством:
– соотносительности основных условий и размеров оплаты труда, основных государственных социальных гарантий;
– установления ограничений и обязательств при прохождении государственной службы Российской Федерации различных видов;
– учета стажа государственной службы Российской Федерации иных видов при исчислении стажа гражданской службы;
– соотносительности основных условий государственного пенсионного обеспечения граждан, проходивших государственную службу Российской Федерации.
Гражданская служба Российской Федерации делится на два уровня – федеральная гражданская служба и гражданская служба субъектов РФ.
Федеральная гражданская служба – профессиональная служебная деятельность граждан на должностях федеральной гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов и лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации.
Среди особенностей федеральной гражданской службы можно выделить следующие:
во-первых, она имеет не субординационный, а координационный характер. Гражданские службы всех трех ветвей федеральной власти не соподчинены, а взаимодействуют на принципах конвенционализма (соглашения, договора);
во-вторых, данная система регулируется нормативными правовыми актами. Основной и определяющей формой координации в системе федеральной гражданской службы является управление с помощью различных нормативных правовых актов – федеральных законов, указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ и иных нормативных правовых актов;
в-третьих, абсолютное большинство должностей федеральной гражданской службы занимают женщины[1].
С организационной стороны федеральная гражданская служба выступает как административно-управленческая система, объединяющая аппараты трех ветвей федеральной государственной власти. В ее состав входят гражданские службы двух палат Федерального Собрания РФ, Президента РФ, Правительства РФ, федеральных министерств, федеральных служб и федеральных агентств, а также трех федеральных судов – Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ и Генеральной прокуратуры РФ. Кроме того, в нее еще включается гражданская служба иных федеральных государственных органов, куда входят аппараты Центральной избирательной комиссии РФ, Счетной палаты РФ и государственных финансовых органов РФ. В совокупности эти гражданские службы образуют федеральную административную власть, которая является необходимой составляющей федеральной государственной власти.
В структуре современного государственного управления также важное место занимает система государственного управления субъектов РФ, и в частности их государственная гражданская служба. Как отмечалось ранее, гражданская служба субъекта РФ – профессиональная служебная деятельность граждан на должностях гражданской службы субъекта РФ по обеспечению исполнения полномочий субъекта РФ, а также полномочий государственных органов субъекта РФ и лиц, замещающих государственные должности субъекта РФ. В. Д. Граждан среди особенностей гражданской службы субъектов РФ выделяет следующие:
1) имеет переходный характер, ее структура еще не сложилась и имеет ряд уровней, форм и элементов, которые постепенно должны трансформироваться или исчезнуть совсем;
2) представляет собой практически самостоятельный срез государственного управления, плохо связанный с федеральной и муниципальной службами;
3) в настоящее время в основных чертах начинает постепенно повторять структуру федеральной гражданской службы[2].