Влияние научно-технологического уровня системы на восприятие инноваций

В настоящее время в материальном производстве доминируют нс масштабы, а научно-технологический уровень ("high tech"), образующий трудно преодолимый разрыв между передовыми и остальными производствами, экономически развитыми и развивающимися странами.

Научно-технологический уровень государства[1] в настоящее время определяют макротехнологии, представляющие собой совокупность всех видов инновационной деятельности в виде единой системы взаимосвязанных и взаимообусловленных научных, технических, технологических и инвестиционных решений в условиях повышенного риска и неопределенности по созданию принципиально новых видов наукоемкой, ресурсосберегающей, высокотехнологичной, конкурентоспособной на мировом рынке продукции и услуг различного применения в отраслях. Именно объемы производства наукоемкой и высокотехнологичной продукции определяют в настоящее время научно-технологический уровень экономики.

Основой экономической организации и социальной инновации государства становятся корпорации с лидирующей ролью творческих учреждений, производящих ценные знания, информационные ресурсы и сложные решения для удовлетворения политических, экономических, научных и культурных потребностей общества и государства. Вместо отдельно существовавших науки и производства все более четко определяется тенденция становления нового производства, где наука, сращиваясь с производством, становится его функцией, а производство в силу этого приобретает наукоемкий характер.

Фундаментальные открытия или изобретения стимулируют процесс научно-технологического развития или обеспечивают переход на другой качественный научно-технологический уровень. Схема взаимосвязи понятий "технического", "научно-технологического" и "инновационного уровней развития" представлена на рис. 9.2.

Понятие "уровень инновационного развития" содержит элемент динамизма, характеризует способность хозяйственной единицы развиваться на собственной основе в будущем.

Рис. 9.2. Схема взаимосвязи понятий "технического", "научно-технологического" и "инновационного уровней развития"

К показателям уровня технологии предприятия относятся[2]: 1) коэффициенты: а) механизации; б) автоматизации; в) поточности; г) оснащенности производства; д) унификации и стандартизации; 2) удельного веса: а) передовых технологических процессов; б) продукции, изготовленной прогрессивными технологическими методами; в) работ, выполненных по прогрессивной технологии; г) машинного времени в технологической трудоемкости; 3) показатели технологической дисциплины.

Уровень механизации характеризуется с помощью следующих коэффициентов:

1) механизации работ (КМР)

где – объем продукции (работ), произведенных механизированным способом; – общий объем работ;

2) механизации труда (Кмт)

где Тм – рабочее время, затраченное на механизированные работы; Т – общее отработанное время на данный объем продукции или работ;

3) механизации по трудоемкости (КМТР)

Коэффициент поточности характеризует степень непрерывности производства в зависимости от внедрения поточных методов и определяется как отношение трудоемкости деталей (изделий), обрабатываемых, собираемых на поточных линиях, к общей трудоемкости по соответствующей производственной единице.

Уровень технологии определяется показателями удельного веса:

1) продукции, изготовленной с применением современных технологических процессов, в общем объеме выпуска товарной продукции;

2) работ, выполненных по прогрессивной технологии, в общем объеме выполненных работ.

Определение уровня унификации и стандартизации – важное направление анализа технологии, позволяющее сократить номенклатуру, повысить партионность производства, построить технологию мелкосерийной продукции по принципу крупносерийного производства.

В настоящее время для характеристики уровня технологии производства все большее значение приобретают данные о количестве расходуемой воды, величине отходов производства.

Эффективность совершенствования технологии проявляется, в первую очередь, в снижении трудоемкости, материалоемкости и технологической себестоимости продукции.

К показателям научного уровня предприятия относятся коэффициенты[3]:

1) наличия достаточной численности и квалификации персонала, осуществляющего НИОКР

где и – отношение численности работников, занятых НИОКР, к объему продукции (удельная численность) фактически и по нормативу соответственно, чел/млн руб.;

2) наличия задела НИОКР (или лицензий), готовых к внедрению в виде новых продуктов и технологий

где и – имеющийся готовый к внедрению задел НИОКР на замену выбытия продукции (по объему продажи новой продукции), руб.;

3) затрат в сферу НИОКР и обновлением производства

где и – имеющийся готовый к внедрению задел НИОКР на замену выбывающих технологий (по трудозатратам) к объему выбытия технологии соответственно, тыс. чел.-ч;

4) наличия финансовых ресурсов на осуществление НИОКР

где и – отношение величины затрат на НИОКР к объему продукции фактически и по нормативу, %.

Если () с 1, численность персонала,

занятого НИОКР на предприятии, нс соответствует требуемому значению. Возможные типы инновационной стратегии: имитационная – при наличии достаточных финансовых ресурсов () с 1, зависимая – при наличии и более крупной фирмы, осуществляющей НИОКР.

Если ()<1и()< 1, в ближайшее время может произойти снижение доли предприятия на рынке за счет уменьшения продаж продукции (так как нечем заменять выбывающие по "старости" изделия) и (или) в результате снижения конкурентоспособности на рынке по причине более высоких, чем у конкурентов, затрат на производство (так как не будут обновляться технологические процессы).

При () < 1, во-первых, затруднены возможности реализации имеющегося трудового потенциала, во-вторых, возможны затруднения во внедрении НИОКР в перспективном периоде.

Особое значение для производства имеют инновации с мощными преобразовательными функциями. Эти инновации радикально изменят производственный аппарат, имеющий высокую степень морального и физического износа на российских предприятиях, его организацию, а следовательно, и эффективность производства. К таким инновациям следует отнести прежде всего новую технику и технологии. Изменяя производство, переводя его на новый научно-технологический уровень, можно создавать главные предпосылки для перевода производства продукции в качественно новое состояние. Новый производственный аппарат требует, как правило, новой организации, управления, маркетинга, новой мотивации, т.е. нового типа инновационного менеджмента. Он предполагает, что будет производиться и новая продукция.

Преобразование интеллектуального потенциала в капитализируемые активы относятся к менеджменту знаний и интеллектуальной собственности, деятельности маркетологов, финансистов и юристов. Однако основным фактором, ограничивающим изобретательскую активность в России, является сегодня не столько способность изобретателей и предпринимателей выступать с новыми идеями, сколько их возможность быть в курсе последних достижений в областях применения инноваций, лежащих за пределами их узкой специализации, а также умение воспользоваться полученными знаниями. Именно эту функцию и реализуют менеджеры знаний и специальные структуры инновационного бизнеса – технологические (инновационные) брокеры.

Основной проблемой низкой эффективности использования и восприимчивости научно-технологических возможностей России является отсутствие взаимодействия производителей интеллектуального продукта с рынком, т.е. отсутствует эффективный механизм, выполняющий функцию национального технологического (инновационного) брокера.

Технологический (инновационный) брокер, не являясь инвестором или ученым, тем не менее играет важную роль в процессе коммерциализации. Его основная функция заключается в сведении воедино "покупателя технологий" – инвестора – "продавца" – разработчика.

Для инвесторов технологический брокер осуществляет поиск, экспертизу и отбор технологий, управление научными проектами, консультирование по различным вопросам. Для разработчиков технологический брокер может выступать в роли менеджера знаний и интеллектуальной собственности, формируя общую стратегию коммерциализации технологии, осуществляя поиск инвесторов, маркетинг, оперативное управление, решая юридические и финансовые вопросы и защищая авторские интересы разработчиков.

К структурам национального технологического (инновационного) брокерства относятся бизнес-инновационные, научно-технологические и инновационно-технологические центры, технопарковые и инкубационные структуры (так называемые инкубаторы технологий)[4]. Задачами таких структур должны стать:

• выявление патентоспособных научных работ, изобретений, которые могут иметь коммерческий успех (деятельность групп патентных агентов и маркетологов, которые встречаются с исследователями и определяют возможные направления практического использования полученных результатов. Для успеха любого новаторского проекта очень важно, чтобы исследователи принимали во внимание как можно раньше промышленные потребности, а промышленники должны принимать во внимание (и тоже как можно раньше) те возможности, которые открывает перед ними паука. Эффективный анализ рынка и техническое развитие требуют абсолютно одновременного внимания);

• содействие в разработке и внедрении технологических инноваций (разработка бизнес-планов, организация финансирования работ по доведению научно-технических результатов до стадии коммерциализации, а затем и до массового производства);

• привлечение зарубежных потребителей интеллектуальной продукции в Россию (техническая и коммерческая оценка изобретений, подбор иностранных инвесторов, покупателей);

• юридическое обеспечение процессов закрепления, распределения и охраны прав интеллектуальной собственности (составление патентной заявки на изобретение, образование патентного пула, т.е. достаточного количества патентов, защищающих ключевую идею изобретения);

• лоббирование интересов предпринимателей;

• научно-техническое обеспечение потребностей субъектов научной и предпринимательской деятельности (обмен технологической информацией, проведение международных симпозиумов по НИОКР, организация международных технологических форумов для развития информационного обмена);

• передача технологий в виде продажи лицензий, в том числе и за рубеж (осуществление поиска потенциальных лицензиатов, подготовка проектов лицензионных соглашении, составление договоров между изобретателем и учреждением, в том числе и в части распределения прибыли);

• информирование о последних достижениях в областях применения инноваций (маркетинговые исследования, консультирование по вопросам разработки и внедрения технологических инноваций);

• модернизаций информационно-технологической и структурной системы вовлечения интеллектуальной собственности в хозяйственный оборот;

• содействие в подготовке и подборе высококвалифицированных специалистов (вплоть до лизинга зарубежных кадров);

• создание механизмов продвижения новых российских технологий на мировые рынки (трансферт технологий, зарубежное патентование, эффективная защита на российском и международном уровне прав патентообладателя);

• формирование системы размещения иностранных заказов на проведение НИОКР российскими научно-техническими организациями;

• налаживание международного сотрудничества с ведущими технологическими брокерами, специализирующимися па инновационном бизнесе и обороте ценных знаний на мировых рынках (БТГ – Великобритания, АНВАР – Франция, ОМП и ОФ – ФРГ, ЛТА – Япония).

Для эффективной организации хозяйственного оборота и коммерциализации знаний, результатов научно-технической деятельности и объектов интеллектуальной собственности необходимо всемерное развитие в России системы технологического (инновационного) брокерства. Главной задачей такой системы должно стать превращение знаний и информационных ресурсов в объекты хозяйственного оборота.

Для того чтобы деятельность но коммерциализации технологий увенчалась успехом, необходимо пройти последовательно все этапы инновационного процесса: сформулировать рыночные преимущества технологии, подготовить убедительное коммерческое предложение, найти спою целевую группу потенциальных инвесторов, заключить контракт, довести продукт до стадии привлекательного товара, произвести опытную партию и начать завоевание рынка.

Коммерциализация знаний, объектов интеллектуальной собственности, новых информационных технологий – это проекты, подчиняющиеся всем закономерностям проектно-ориентированного менеджмента. Должны быть четко сформулированы цели и методы их достижения, определены источники ресурсов, должна быть сформирована надежная, энергичная и компетентная команда, куда должны войти специалисты различного профиля – ученые, маркетологи, менеджеры знаний и интеллектуальной собственности, юристы.