Гибридная структура

Па практике многие из рассмотренных выше структур в чистом виде не существуют. Часто организации используют гибридную структуру, комбинированные характеристики которой соответствуют ее специфическим стратегическим потребностям. Для того чтобы избежать недостатков отдельных структурных схем и воспользоваться их преимуществами, многие организации комбинируют характеристики функциональной, дивизиональной, продуктовой, горизонтальной или модульной структур.

Один из наиболее часто используемых гибридов сочетает в себе характеристики функциональной и дивизиональной структур. Когда размеры организации увеличиваются и она выпускает несколько видов изделий или работает на различных рынках, то обычно она организуется по самостоятельным дивизиональным направлениям. Функции, необходимые для работы по каждому изделию или рынку, децентрализуются и передаются самостоятельным структурным единицам. При этом некоторые функции, особенно требующие роста специализации, остаются относительно неизменными и их гораздо экономичнее не выносить за рамки штаб-квартиры. Для того чтобы лучше реагировать на рыночные изменения, структура Sun Petroleum Products была преобразована в гибридную (рис. 7.11, ч. 1). В компании были созданы три тематических подразделения: топлива, смазочных масел и химикатов; каждое работало на своем рынке и требовало разных стратегии и стиля руководства. Вице-президенты, ответственные за производство конкретного вида продукции, теперь выполняли все необходимые для этого функции и занимались маркетингом, планированием, снабжением, сбытом и производством. Од-

Рис. 7.11. Примеры гибридных структур

Второй вид гибридной структуры, все активнее используемый в настоящее время, - это комбинирование характеристик функциональной и горизонтальной структур. Примером такого гибрида служит подразделение Ford Motor Company по работе с клиентами. По всему миру в нем работают 12 тыс. человек, обслуживающих около 15 тыс. дилеров. Начиная с 1995 г., когда компания, стремясь к мировому лидерству в производстве автомобилей XXI в., стала выпускать свой Ford 2000, высшее руководство оказалось перегруженным жалобами, получаемыми сервисной службой. Было решено, что горизонтальная модель позволит работать быстрее, эффективнее и решать проблему обслуживания клиентов комплексно. Во 2-й части рис. 7.11 представлен фрагмент гибридной структуры сервисной службы Ford. Некоторые группы, организованные но горизонтали, - многопрофильные команды, отвечающие за определенное направление, например за снабжение и логистику (быстрое и эффективное приобретение запчастей и их доставка дилерам), обслуживание транспортных средств (сбор и передачу информации о проблемах ремонта) и техническое обеспечение (гарантия получения каждым сервисным подразделением новой технической информации). В каждой группе есть свой ответственный исполнитель, который следит за тем, чтобы команда выполняла свои задачи. Сервисная служба Ford сохранила ряд функциональных подразделений: финансовый отдел, отдел стратегии и коммуникации, по работе с персоналом. Они решают вопросы, связанные с работой сервисной службы компании в целом. В такой гигантской организации, как Ford, менеджеры могут использовать разнообразные структуры, помогающие работать организации в целом. Подобно многим крупным компаниям, Ford передает часть неосновных видов деятельности внешним партнерам. Часто гибридная структура более предпочтительна, чем исключительно функциональная, дивизиональная, горизонтальная или модульная, поскольку в ней используются их сильные стороны и компенсируются недостатки.