Географическая и отраслевая структура внешней торговли США
Географическая направленность внешней торговли США формируется под воздействием разнообразных факторов, связанных с развитием мирового хозяйства, американской экономики, с особенностями торговой политики на том или ином этапе развития.
Во второй половине XX в. на промышленно развитые страны приходилось свыше половины экспорта и импорта США. В отдельные периоды, например, в 1970 г., доля этих стран достигала 69% по экспорту и 73% по импорту. В начале XXI в. во внешнеторговых потоках США стали преобладать развивающиеся страны, обеспечившие в 2011 г. около 60% американского импорта и 54% американского экспорта[1].
Активизация торговых отношений США со странами Азиатско-Тихоокеанского региона в начале XXI в. происходит в условиях перераспределения мировых товарных потоков, в том числе: значительного увеличения доли азиатского региона в мировой торговле (с 18,9% в 1995 г. до 27% в 2011 г.), скромного роста доли Центральной и Южной Америки (с 4,3% до 5,7%), сокращения показателей ЕС (с 42,6% до 33,3% соответственно) и Северной Америки (доля НАФТА в мировой торговле уменьшилась с 18,4% до 14,7%)[2].
Ключевыми торговыми партнерами США являются Канада, Китай, Мексика, товарооборот с которыми в 2011 г. превысил 1,5 трлн долл., на эти страны приходилось 43,9% американского импорта и 39,6% экспорта товаров из США (табл. 9.2, 9.3).
Долгосрочная тенденция снижения (с некоторыми отклонениями в отдельные годы) роли стран Западной Европы, Канады, Японии во внешней торговле США – и по экспорту, и по импорту – наблюдается с 1970-х годов прошлого столетия. В 2001–2011 гг. эта тенденция укрепилась. В наибольшей степени и в экспорте, и в импорте США уменьшилась доля Японии.
Таблица 9.2
Географические направления экспорта США[3]
Страна/Регион |
2001 г., млрд долл. |
2011 г., млрд долл. |
2001 г., % |
2011 г., % |
Экспорт США, всего |
731,2 |
1497,4 |
100 |
100 |
Северная Америка |
264,7 |
481 |
36,3 |
32,5 |
Канада |
163,4 |
282,3 |
22,4 |
19,1 |
Мексика |
101,3 |
198,7 |
13,9 |
13,4 |
Европейский союз |
159,2 |
273,2 |
21,8 |
18,5 |
Латинская Америка |
58,5 |
169,7 |
8.0 |
11.5 |
Ближний Восток |
19,3 |
59,4 |
2,6 |
4,0 |
Азиатско-Тихоокеанский регион |
193,3 |
418,1 |
26,5 |
28,2 |
Китай |
19,4 |
105,3 |
2,7 |
7,1 |
Япония |
56,7 |
67,2 |
7,8 |
4,5 |
Африка |
12,4 |
33,8 |
1,7 |
2,3 |
Прочие |
23,8 |
62,2 |
3,1 |
3,0 |
В первом десятилетии XXI в. во внешнеторговом обороте США возросла доля Азиатско-Тихоокеанского региона, Латинской Америки, Ближнего Востока.
Наиболее значительным было увеличение объема двусторонней торговли с Китаем, который в 2011 г. составил 505,9 млрд долл. Китай в 2011 г. был на втором месте по объему торговли с США после Канады, третьим экспортным рынком и крупнейшим поставщиком товаров для Соединенных Штатов.
Партнеры по НАФТА – Канада и Мексика – остаются главным рынком сбыта американской продукции – в 2011 г. на них приходилось 32,5% экспорта из США.
В начале XXI века стремительными темпами увеличивался экспорт товаров из США в Китай – с 19,4 млрд долл, в 2001 г. до 105,3 млрд долл, в 2011 г. (табл. 9.2). Среди главных статей товарного экспорта из США в Китай в 2011 г. были: соевые бобы, гражданские самолеты и авиационные двигатели, легковые автомобили, полупроводники.
Таблица 9.3
Географические направления импорта США[3]
Страна/Регион |
2001 г., млрд долл. |
2011г., млрд долл. |
Доля в 2001 г., % |
Доля в 2011г.,% |
Импорт СШЛ, всего |
1152,5 |
2235,8 |
100 |
100 |
Северная Америка |
351,2 |
587,8 |
30,5 |
26,3 |
Канада |
218,5 |
320,5 |
19.0 |
14,3 |
Мексика |
132,7 |
267,3 |
11,5 |
12,0 |
Европейский союз |
221,1 |
373,3 |
19.2 |
16,7 |
Латинская Америка |
67,8 |
175,6 |
5,9 |
7,9 |
Ближний Восток |
36,6 |
106,5 |
3,2 |
4,8 |
Азиатско-Тихоокеанский регион |
414,2 |
818,9 |
35,9 |
36,6 |
Китай |
102,6 |
400,6 |
8,9 |
17,9 |
Япония |
127,7 |
131,8 |
11,1 |
5,9 |
Африка |
25,5 |
93,3 |
2,2 |
4,2 |
Прочие |
36,1 |
80,4 |
3,1 |
3,5 |
Среди стран, экспортирующих товары в США, по стоимостному объему в 2011 г. лидировали Китай, Канада, Мексика, Япония, Германия.
Удвоение стоимостного объема импорта из стран Азиатско-Тихоокеанского региона в 2001–2011 гг. сопровождалось повышением доли этого региона до 36,6% американского импорта, из которых почти половина приходилась на Китай (табл. 9.3). Около половины объема американского импорта из Китая составляли компьютеры, периферийные устройства, бытовая техника, одежда и обувь, игрушки, телекоммуникационное оборудование. Если в 1980-е – 1990-е гг. в импорте США из Китая преобладала продукция широкого потребления (одежда и обувь широкого потребления, бытовая техника, игрушки), то в первом десятилетии XXI века наблюдалось стабильное увеличение доли высокотехнологичной продукции. Например, по товарной группе, охватывающей офисное оборудование, для обработки данных, телекоммуникационное, звукозаписывающее, электрооборудование, инструменты и приборы, доля китайской продукции в американском импорте возросла с 18% до 43% в 2011 г. Однако необходимо иметь в виду, что значительная часть экспортируемой продукции лишь собирается в Китае.
Во внешнеторговом товарообороте США в целом преобладают промышленные товары. В структуре экспорта и импорта продукции обрабатывающей промышленности ведущее место занимают машины, оборудование, транспортные средства. В товарной структуре экспорта в 2011 г. транспортные средства, компьютеры, химикаты, оборудование составляли 52% стоимостного объема. Товарооборот по ряду видов продукции свидетельствует о высокой степени международной кооперации. Так, в 2011 г. экспорт компьютеров и электронных компонентов из США составил 200 млрд долл., а импорт по этой же статье – 344 млрд долл.
На транспортные средства, компьютеры, химикаты, оборудование приходилось 43% стоимостного объема импорта, на энергоносители – 20,4%.
Все более значительное место в структуре внешней торговли США занимает промышленная продукция высокой степени обработки. Экспорт продукции обрабатывающей промышленности в период 2009–2012 гг. возрос на 47% и достиг в 2012 г. 1,35 трлн долл. В 2012 г. экспорт аэрокосмической продукции увеличился на треть, продукции автомобильной индустрии (включая компоненты) – более чем на 10%[5].
Важное место во внешней торговле США занимает продукция сельского хозяйства, экспорт которой в 2012 г. увеличился на 38%, в сравнении с 2011 г., а баланс торговли этой продукцией был сведен с рекордным положительным сальдо (38,1 млрд долл.). Главным рынком сбыта американской сельскохозяйственной продукции (прежде всего соевых бобов, хлопка, кукурузы) стал Китай. Доля китайского рынка в экспорте из США сельскохозяйственной продукции в посткризисный период устойчиво растет – с 2007 г. она увеличилась более чем в три раза, в том числе благодаря высокому спросу в Китае на американские соевые бобы. Экспорт сельскохозяйственной продукции в Канаду и Мексику в 2012 г. также достиг рекордной величины (39,5 млрд долл.).