Функциональные (технологические) взаимоотношения
В организациях взаимодействие людей подчинено логике труда. Взаимодействие – это интерактивный процесс, который предполагает обмен действиями. В организации взаимодействие принимает характер совместных или скоординированных действий людей, заранее спланированных и организованных ради достижения общей цели.
Необходимость следования в работе и поведении определенной технологии требует использования менеджментом множества инструкций, разрешающих одни действия и запрещающие другие. За неисполнение инструкций применяются санкции, что важно для предупреждения нарушений в технологическом процессе. Функциональные отношения основаны на распределение функций (горизонтальная специализация) между целевыми группами (например, бригадами, участками, цехами, отделами). Структура и способы действия этих групп обычно оформлены положениями, инструкциями и другими официальными документами. Таким образом, поведение людей и их взаимодействие в процессе труда строятся в значительной степени на основе регламентированных формальных отношений. Трудовое взаимодействие реализуется на основе распределения работ и обязанностей, с поведенческой точки зрения – на основе распределения ролей. В производственном (технологическом) процессе люди обмениваются действиями, при этом каждому предписана строго определенная роль.
Бизнес-процессы в организации осуществляются при помощи некоторого множества трудовых операций, осуществляемых членами организации как совокупным работником. Эти операции производятся в соответствии с требованиями, предъявляемыми технологией труда и фиксируемыми для каждого рабочего места. В организации создается система рабочих мест, каждое из которых характеризуется определенным набором требований к работникам.
Функциональные отношения построены на основе разделения труда и его кооперации. Кооперация, или кооперативное взаимодействие, означает координацию единичных сил участников – упорядочивание, комбинирование, суммирование этих сил. Кооперация является необходимой в совместной деятельности, порождается ее социальной природой. Коллективная деятельность предполагает разделение единого процесса деятельности между участниками и соединение непосредственного результата деятельности каждого участника с конечным результатом совместной деятельности. Средством такого соединения прежде всего являются отношения кооперации, развивающиеся в ходе совместной деятельности. Важным показателем тесноты кооперативного взаимодействия является включенность в него всех участников процесса.
Для эффективного организационного взаимодействия очень важно, чтобы функциональные (технологические) отношения стали конструктивными деловыми человеческими отношениями. В процессе коллективной работы такие отношения могут быть построены лишь в случае их соответствия социальным и психологическим потребностям людей. Этому способствует избранный менеджментом способ организации совместной деятельности.
В современных организациях получила распространение командная концепция. Ее центральная идея заключается в поручении группе (автономной команде) какого-то особого задания по созданию или производству товара, оказанию услуги с достаточной самостоятельностью, ресурсами и коллективной ответственностью за результаты. Команды регулярно встречаются, чтобы обсудить текущее состояние производства и порядок распределения работ. Надзор обычно возложен на лидера команды, которого либо назначают, либо позволяют ему выдвинуться. Уровни предоставленной самостоятельности варьируют. В одних случаях команда имеет полномочия нанимать и увольнять людей, устанавливать ставки заработной платы, определять методы работы и управлять материальными запасами. Решения принимаются с помощью компьютеризированной системы, выдающей свежую информацию о результатах деятельности команды. В других случаях сфера принимаемых решений сосредоточивается только на вопросах производства, качества и методов работы. Рабочие команды являются самоуправляемыми, поэтому необходима тщательно разработанная система совместных обсуждений. Важна в команде и учеба друг у друга. Использование командной концепции предполагает специальную подготовку. Работникам следует научиться поведению в группе и овладеть дополнительными техническими навыками, чтобы каждый понимал и мог выполнить работу кого-либо еще. Оплата за навыки дает командам стимул продолжать расширять свою компетенцию.
Для обеспечения успешных функциональных (технологических) отношений менеджменту необходимо прилагать усилия в направлении поддержания духа сотрудничества, взаимопомощи и взаимопонимания. Важнейшим компонентом взаимодействия выступает взаимопонимание между участниками. Взаимопонимание подразумевает правильное истолкование целей, мотивов, установок, ролей других людей, а также уважительное к ним отношение, согласие действовать в соответствии с ними, стремление разделить общие цели.
Межличностные отношения
Позитивное взаимодействие людей в организациях основывается на отношениях сотрудничества. Работая совместно, люди привыкают друг к другу. У них появляются общие взгляды и общие интересы; они подчиняются одним и тем же негласным нормам поведения, например взаимопомощи, взаимовыручки; люди могут общаться и вне работы; они могут дружить семьями. В результате трудовое взаимодействие перерастает в более сложное явление – социальное взаимодействие. Формальные (служебные) отношения в рамках узкого набора ролей, моделей поведения, норм, мотиваций, потребностей таким образом дополняются неформальными – личностными, всесторонними. Формируются позитивные межличностные отношения товарищества, приятельские, дружеские отношения. В них люди не играют должностные роли, а свободно проявляют себя как личности. По содержанию межличностные отношения многомернее, вариативнее, глубже формальных организационных отношений. Для формирования межличностных отношений необходимо достаточно долгое время и регулярное взаимодействие людей. Такие отношения возможны только на основе личных симпатий или антипатий, обмена действиями или информацией в небольшом коллективе. В организациях на уровне межличностных отношений можно решать как личные, так и деловые вопросы.