Функции современного государства по отношению к науке
Государство - система представительной власти и совокупность социальных институтов по управлению обществом в целом и его различными подсистемами (экономика, политика, право, идеология, наука, культура, образование, безопасность и др.).
Наука - социально-когнитивная деятельность по производству и применению нового знания (рис. 6.7).
Рис. 6.7. Основные социальные детерминанты развития современной науки
Функции государства по отношению к науке
Законотворческая - разработка государственной научно-технической политики, создание системы законов и правовых норм, регулирующих функционирование науки в современном обществе.
Исследовательская - проведение научных исследований на средства госбюджета в государственных научных институтах, организациях и лабораториях. Основные направления исследований - фундаментальная наука, оборона, национальная безопасность, сельское хозяйство, медицина, экология, космос, атомная энергетика и другие высокозатратные, но имеющие огромную социальную значимость для всего общества научные исследования и разработки.
Координаторская - координация деятельности всех секторов национальной науки (государственного, частно-промышленного, вузовского, регионального, бесприбыльных организаций и венчурных фондов). Цель - повышение эффективности и конкурентоспособности всей национальной науки в целом.
Просветительско-пропагандистская - распространение и пропаганда научных знаний в обществе через средства массовой информации, создание в обществе высокого престижа науки и научной профессии.
Международная - активное участие в крупных международных научных проектах, обмене научной информацией и совместной подготовке научных кадров.
Расходы на науку
Таблица 3. Расходы на науку в современных промышленно развитых странах и России (2000 г.)
Страна |
Расходы на науку |
||
Всего, млрд долл. |
% от ВВП |
На душу населения, долл. |
|
США |
247.2270 |
2.84 |
842,3 |
Япония |
92,4994 |
3.06 |
731,3 |
Германия |
42,2614 |
2,29 |
527,4 |
Франция |
27,8805 |
2,18 |
461,4 |
Англия |
23,5575 |
1,83 |
397,7 |
Италия |
13,2413 |
1,05 |
218,2 |
Канада |
12,7441 |
1.61 |
406,8 |
Чехия |
1,26 |
163,4 |
|
Южная Корея |
2,52 |
365,1 |
|
Швеция |
3,70 |
773,8 |
|
Россия |
9,6101 |
1,16 |
66 |
По абсолютным показателям современная Россия тратит на науку в 26 раз меньше, чем США; в 9,6 раза меньше, чем Япония; в 4,5 раза меньше, чем Германия.
Расходы на науку на душу населения в современной России в 13 раз меньше, чем в США; в 11 раз меньше, чем в Японии; в 2,5 раза меньше, чем в Чехии; в 12 раз меньше, чем в Швеции.
Объем валового внутреннего продукта (ВВП) в 2000 г. составил: США-10,7 трлн долл., страны ЕС (15) - 8,5 трлн евро,
Япония - 5,2 трлн долл. ВВП на душу населения (2000 г.): США - 34 880 долл., ЕЭС (15) - 23 539 евро, Япония - 25 030 долл.
Производство и экспорт наукоемкой продукции в мире
Таблица 4. Доля стран в мировом производстве наукоемкой продукции и ее мировом экспорте (1997 г.), %
Страна |
Производство |
Экспорт |
США |
32 |
18,1 |
Япония |
22 |
9,1 |
Китай |
7,2 |
1,7 |
Германия |
5,5 |
6,9 |
Англия |
4,4 |
8,3 |
Южная Корея |
3,7 |
1,8 |
Франция |
3 |
5,7 |
Италия |
1 |
5,4 |
Германия, Англия, Франция, Италия (вместе) |
13,9 |
26,3 |
Россия |
0,3 |
Таблица 5. Доля ведущих стран в мировом производстве наукоемкой продукции по отраслям (1997 г.), %
Страна |
Отрасль производства |
|||
Авиакосмическая техника |
Компьютерная техника |
Коммуникации |
Фармацевтика |
|
США |
51 |
48 |
23 |
30 |
Япония |
2 |
30 |
28 |
14 |
Германия |
3 |
1 |
6 |
6 |
Китай |
17 |
1 |
7 |
2 |
Интеллектуальный потенциал фирмы
Интеллектуальный потенциал фирмы - совокупность всех нематериальных активов фирмы, исчисляемая долей их стоимоста в общей рыночной цене фирмы. Существенной частью интеллектуального потенциала фирмы является ее научный потенциал и интеллектуальная собственность (собственные научные разработки, патенты, лицензии, ноу-хау, торговая марка, изобретения, авторские права, договоры и др.) (рис. 6.8).
Рис. 6.8. Основные детерминанты интеллектуального потенциала фирмы
Основные структурные компоненты интеллектуального потенциала
1. Вложения в НИОКР.
2. Вложения в человеческие ресурсы (качество персонала).
3. Интеллектуальная собственность (патенты, лицензии, ноу-хау, торговая марка, авторские права).
4. Квалификация менеджмента.
5. Корпоративная культура (отношения с финансовыми институтами, поставщиками, потребителями).
6. Корпоративная архитектура (характер иерархических и межличностных отношений в фирме, адаптивность персонала, способность к сетевым взаимоотношениям).
7. Корпоративная этика (социальная ответственность фирмы и ее персонала, взаимодействие с обществом и властями, экологичность продукции и производства) (рис. 6.9).
Рис. 6.9. Соотношение интеллектуального потенциала (ИП) и научного потенциала (НП) фирмы