Функции и направления деятельности классного руководителя
Классный руководитель – непосредственный и основной организатор учебно-воспитательной работы в школе. Он выполняет воспитательную, организационноадминистративную, координирующую функции.
Воспитательная функция – педагогическое руководство развитием и формированием каждого ученика класса и коллектива в целом.
Главное в деятельности классного руководителя – содействие саморазвитию личности, реализация ее творческого потенциала, создание необходимых и достаточных условий для активизации усилий детей по решению собственных проблем. К функциональным обязанностям классного руководителя относится развитие внутригрупповых, межличностных отношений учащихся, организация дружного воспитательного коллектива школьников. Одной из задач, стоящих перед классным руководителем, является развитие ученического самоуправления.
Организационно-административная функция реализуется через руководство классом как организационной единицей в составе школы, ведение личных дел учащихся и других документов.
Классный руководитель организует разнообразную деятельность учащихся – познавательную, трудовую, эстетическую, а также свободное общение, являющееся частью их досуга.
Классный руководитель планирует работу, как правило, па учебную четверть (реже полугодие) в соответствии с обще- школьным планом учебно-воспитательной работы, планами классных руководителей параллельных классов, детских общественных организаций и др. Деятельность классного руководителя планируется с учетом как непосредственных воспитательных действий самого педагога, так и его организационно-педагогических и исследовательских задач.
В школе создается методическое объединение классных руководителей, основными задачами которого являются повышение их квалификации, содействие самообразованию, обмен опытом.
Координирующая функция выражается в установлении взаимодействия между всеми участниками воспитательного процесса.
Проводя воспитательную работу, классный руководитель устанавливает тесные контакты с другими учителями и воспитателями в целях предъявления единых требований к учащимся и повышения качества учебно-воспитательного процесса.
Совместно с учителями-предметниками и родителями классный руководитель организует поиск средств, способов, обеспечивающих успешность учебной деятельности ребенка, его самореализацию на уроке и во внеучебное время.
Осуществление функций классного руководителя определяет основные направления его деятельности:
1) организационно-педагогическое:
– создание целостного процесса воспитания;
– объединение усилий всех, кто имеет отношение к целенаправленному воспитанию;
– привлечение к этому процессу заинтересованных лиц, что позволяет удовлетворить индивидуальные потребности воспитанников класса;
2) социально-культурное:
– укрепление связи с микрорайоном;
– приобщение детей к национальным, духовным ценностям;
– развитие у учащихся активного отношения к проблемам региона, Отечества;
– стимулирование культурных форм общения;
– создание благоприятного климата в коллективе, его сплочение, в основе чего лежит уважение к личности каждого, признание его достоинств и особенностей, эффективных мер стимулирования позитивного отношения к учебе, себе, сверстникам, учителю;
– оказание психологической помощи детям с целью войти в сферу общения и обучения корректировке отношений между собой и взрослыми, сверстниками;
3) научно-методическое:
– участие в обсуждении и реализации научных проектов и программ разного уровня, в конкурсах, связанных с проектированием модели организационно-воспитательной системы;
4) исследовательское:
– получение информации, характеризующей уровень развития классного коллектива, психологические особенности, присущие каждому ученику, уровень их воспитанности, воспитательные возможности коллектива, окружающей ребенка среды.