Формы и виды расходов бюджетов
Формирование расходов бюджетов бюджетной системы России осуществляется в соответствии с расходными обязательствами, установленными законодательством РФ на основе разграничения полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления. Исполнение расходных обязательств должно происходить в очередном финансовом году за счет средств соответствующих бюджетов.
Расходные обязательства - обусловленные законом, иным нормативным правовым актом, договором или соглашением обязанности публично-правового образования (РФ, субъекта
РФ, муниципального образования) или действующего от его имени казенного учреждения предоставить физическому или юридическому лицу, иному публично-правовому образованию, субъекту международного права средства из соответствующего бюджета.
Расходные обязательства Российской Федерации возникают в результате:
o принятия федеральных законов и нормативных актов Президента РФ и Правительства РФ при осуществлении федеральными органами государственной власти полномочий по предметам ведения РФ и полномочий по предметам совместного ведения;
o заключения РФ или от имени РФ договоров при осуществлении федеральными органами государственной власти полномочий по предметам ведения РФ и полномочий по предметам совместного ведения;
o принятия федеральных законов и нормативных правовых актов Президента РФ и Правительства РФ, предусматривающих предоставление из федерального бюджета межбюджетных трансфертов, в том числе:
- субвенций бюджетам субъектов РФ на исполнение расходных обязательств в связи с осуществлением ими полномочий, подлежащих финансовому обеспечению за счет субвенций из федерального бюджета;
- субвенций местным бюджетам на исполнение расходных обязательств муниципальных образований в связи с наделением органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями РФ.
Субвенции предоставляются бюджетам субъектов РФ и местным бюджетам из Федерального фонда компенсаций.
Расходные обязательства РФ исполняются за счет собственных доходов и источников покрытия дефицита федерального бюджета, в некоторых случаях за счет средств государственных внебюджетных фондов.
Расходные обязательства субъекта РФ возникают в результате:
o принятия законов и иных нормативных правовых актов субъекта РФ, полномочий по предметам их ведения;
o принятия законов и иных нормативных правовых актов субъекта РФ, предусматривающих предоставление из бюджета субъекта РФ предусмотренных межбюджетных трансфертов в установленных формах и порядке;
o заключения от имени субъекта РФ договоров (соглашений) казенными учреждениями субъекта РФ;
o принятия законов и нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов РФ при осуществлении органами государственной власти субъектов РФ переданных им полномочий.
Расходные обязательства субъекта РФ в некоторых случаях могут исполняться за счет средств соответствующих территориальных государственных внебюджетных фондов.
Расходные обязательства субъекта РФ по предоставлению субвенций местным бюджетам на исполнение расходных обязательств муниципальных образований в связи с наделением органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъектов РФ исполняются путем предоставления местным бюджетам субвенций из регионального фонда компенсаций.
Законы субъекта РФ, предусматривающие предоставление местным бюджетам субвенций из регионального фонда компенсаций, должны содержать порядок расчета нормативов для определения общего объема субвенций на исполнение соответствующих расходных обязательств муниципальных образований.
Органы государственной власти субъекта РФ самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда государственных гражданских служащих субъекта РФ и работников государственных учреждений субъекта РФ.
В субъекте РФ, которому предоставляются дотации из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ, размеры оплаты труда государственных гражданских служащих субъекта РФ и работников государственных учреждений субъекта РФ не могут превышать размеры оплаты труда, установленные для соответствующих категорий федеральных государственных служащих и работников федеральных государственных учреждений.
Они вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства, связанные с решением вопросов, не отнесенных к компетенции федеральных органов государственной власти, органов местного самоуправления и не исключенных из компетенции органов государственной власти субъекта РФ федеральными законами, законами субъекта РФ, только при наличии соответствующих средств бюджета субъекта РФ.
Расходные обязательства муниципального образования возникают в результате:
o принятия нормативных правовых актов органов местного самоуправления по вопросам местного значения, а также заключения муниципальным образованием или от имени муниципального образования договоров (соглашений) поданным вопросам;
o принятия нормативных правовых актов органов местного самоуправления при осуществлении органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий;
o заключения от имени муниципального образования договоров (соглашений) муниципальными казенными учреждениями.
Расходные обязательства муниципального образования исполняются за счет субвенций из регионального фонда компенсаций, предоставляемых местным бюджетам.
Органы местного самоуправления самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих, работников муниципальных унитарных предприятий и учреждений.
Они не вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства, связанные с решением вопросов, отнесенных к компетенции федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ.
Органы местного самоуправления вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства, связанные с решением вопросов, не отнесенных к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти только при наличии собственных финансовых средств (за исключением субсидий, субвенций и дотаций, предоставляемых из федерального бюджета и бюджета субъекта РФ).
Органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны вести реестры расходных обязательств в порядке, установленном Правительством РФ, исполнительными органами власти субъектов РФ и местной администрацией.
Под реестром расходных обязательств понимается свод (перечень) нормативных правовых актов и заключенных органами государственной власти (органами местного самоуправления) договоров и соглашений (отдельных статей, пунктов, подпунктов, абзацев нормативных правовых актов, договоров и соглашений), предусматривающих возникновение расходных обязательств, подлежащих исполнению за счет средств соответствующих бюджетов.
Бюджетные средства предоставляются в следующих формах:
o ассигнований на ОГЛАВЛЕНИЕ бюджетных учреждений;
o средств на оплату товаров, работ и услуг, выполняемых физическими и юридическими лицами по государственным или муниципальным контрактам;
o трансфертов населению;
o ассигнований на реализацию органами местного самоуправления обязательных выплат населению;
o ассигнований на осуществление отдельных государственных полномочий, передаваемых на другие уровни власти;
o ассигнований на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, приводящих к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов;
o бюджетных кредитов юридическим лицам (в том числе налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек по уплате налогов и платежей и других обязательств);
o межбюджетных трансфертов;
o субвенций и субсидий физическим и юридическим лицам;
o инвестиций в уставные капиталы действующих или вновь создаваемых юридических лиц;
o кредитов иностранным государствам;
o средств на обслуживание и погашение долговых обязательств, в том числе государственных или муниципальных гарантий.
К бюджетным ассигнованиям относятся ассигнования:
o на оказание государственных (муниципальных) услуг, в том числе ассигнования на оплату государственных (муниципальных) контрактов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных (муниципальных) нужд;
o социальное обеспечение населения;
o предоставление бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями;
o предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг;
o предоставление межбюджетных трансфертов;
o предоставление платежей, взносов, безвозмездных перечислений субъектам международного права;
o обслуживание государственного (муниципального) долга;
o исполнение судебных актов по искам к Российской Федерации, субъектам РФ, муниципальным образованиям о возмещении вреда, причиненного гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов.
Бюджетные учреждения могут расходовать бюджетные средства только:
o на оплату труда в соответствии с заключенными трудовыми договорами;
o перечисление страховых взносов в государственные внебюджетные фонды;
o трансферты населению;
o командировочные и иные компенсационные выплаты работникам;
o оплату товаров, работ и услуг по заключенным государственным или муниципальным контрактам;
o оплату товаров, работ и услуг в соответствии с утвержденными сметами без заключения государственных пли муниципальных контрактов.
В расходной части бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ предусматривается создание резервных фондов Правительства РФ, высших исполнительных органов государственной власти субъектов РФ, резервных фондов местных администрации. Их размер не может превышать 3% утвержденного указанными законами (решениями) общего объема расходов. Средства фондов исполнительных органов государственной власти (местных администраций) направляются на финансовое обеспечение непредвиденных расходов, в том числе на проведение аварийно-восстановительных работ и иных мероприятий, связанных с ликвидацией последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций. Отчет об использовании бюджетных ассигнований резервных фондов исполнительных органов государственной власти (местных администраций) прилагается к ежеквартальному и годовому отчетам об исполнении соответствующего бюджета.
Резервный фонд субъекта РФ представляет собой часть средств бюджета субъекта РФ, предназначенную для исполнения расходных обязательств субъекта РФ в случае недостаточности доходов бюджета субъекта РФ для финансового обеспечения расходных обязательств.
Согласно гл. 10 БК РФ федеральным бюджетом на очередной финансовый год предусматривается создание фонда
Президента РФ в размере не более 1 % утвержденных расходов федерального бюджета. Средства резервного фонда Президента РФ расходуются на финансирование непредвиденных расходов, а также дополнительных расходов, предусмотренных указами Президента РФ на основании письменного распоряжения Президента РФ. Расходование средств резервного фонда Президента РФ на проведение выборов, референдумов, освещение своей деятельности не допускается.
Некоторые виды функциональных расходов финансируются совместно за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов РФ и средств местных бюджетов:
o государственная поддержка отраслей промышленности (за исключением атомной энергетики), строительства и строительной индустрии, сельского хозяйства, автомобильного и речного транспорта, связи и дорожного хозяйства, метрополитенов;
o обеспечение правоохранительной деятельности и противопожарной безопасности;
o научно-исследовательские, опытно-конструкторские и проектно-изыскательские работы, обеспечивающие научно-технический прогресс;
o обеспечение социальной защиты населения;
o обеспечение охраны окружающей природной среды, охраны и воспроизводства природных ресурсов, обеспечение гидрометеорологической деятельности;
o обеспечение предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий межрегионального масштаба;
o обеспечение деятельности средств массовой информации;
o финансовая помощь другим бюджетам и др. Распределение и закрепление между бюджетами разных
уровней указанных расходов производятся по согласованию органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ и утверждаются соответствующими законами о бюджетах, либо по согласованию органа государственной власти субъекта РФ и органов местного самоуправления, расположенных на территории данного субъекта РФ.
Порядок согласования распределения и закрепления расходов совместного ведения РФ и субъектов РФ определяется Правительством РФ.
Из федерального бюджета обычно финансируются такие виды функциональных расходов:
o обеспечение деятельности Президента РФ, Федерального Собрания РФ, Счетной палаты РФ, Центральной избирательной комиссии РФ, федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов;
o функционирование федеральной судебной системы;
o осуществление международной деятельности в общефедеральных интересах;
o национальная оборона и обеспечение безопасности государства, осуществление конверсии оборонных отраслей промышленности:
o фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу;
o государственная поддержка железнодорожного, воздушного и морского транспорта;
o государственная поддержка атомной энергетики;
o ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий федерального масштаба;
o исследование и использование космического пространства;
o ОГЛАВЛЕНИЕ учреждений, находящихся в федеральной собственности или в ведении органов государственной власти РФ;
o формирование федеральной собственности, обслуживание и погашение государственного долга РФ;
o пополнение государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней, государственною материального резерва;
o проведение выборов и референдумов РФ;
o федеральная инвестиционная программа;
o финансовая поддержка субъектов РФ;
o официальный статистический учет и др.
Из бюджетов субъектов РФ финансируются следующие функциональные расходы:
o обеспечение функционирования органов законодательной (представительной) и исполнительной власти субъектов РФ;
o формирование государственной собственности субъектов РФ, обслуживание и погашение государственного долга субъектов РФ;
o проведение выборов и референдумов субъектов РФ;
o обеспечение реализации региональных целевых программ;
o осуществление международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ;
o ОГЛАВЛЕНИЕ и развитие предприятий, учреждений и организаций, находящихся в ведении органов государственной власти субъектов РФ;
o обеспечение деятельности средств массовой информации субъектов РФ;
o оказание финансовой помощи местным бюджетам и др. Из местных бюджетов финансируются функциональные расходы:
o на ОГЛАВЛЕНИЕ органов местного самоуправления;
o формирование муниципальной собственности и управление ею;
o организацию, ОГЛАВЛЕНИЕ и развитие учреждений образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, средств массовой информации, других учреждений, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления;
o ОГЛАВЛЕНИЕ муниципальных органов охраны общественного порядка;
o организацию, ОГЛАВЛЕНИЕ и развитие муниципального жилищно-коммунального хозяйства;
o муниципальное дорожное строительство и ОГЛАВЛЕНИЕ дорог местного значения;
o благоустройство и озеленение территорий муниципальных образований;
o организацию утилизации и переработки бытовых отходов (за исключением радиоактивных);
o ОГЛАВЛЕНИЕ мест захоронения, находящихся в ведении муниципальных органов;
o организацию транспортного обслуживания населения и учреждений, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления;
o обеспечение противопожарной безопасности;
o охрану окружающей природной среды на территориях муниципальных образований;
o обслуживание и погашение муниципального долга;
o целевое дотирование населения;
o ОГЛАВЛЕНИЕ муниципальных архивов;
o проведение муниципальных выборов и местных референдумов и др.
Общий объем расходов федерального бюджета на 2010 г. утвержден в сумме 9 886 920 940,1 тыс. руб. Дефицит федерального бюджета составил 2 936 910 907,6 тыс. руб.
Общий объем расходов федерального бюджета на 2011 г. утвержден в размере 10 658 558 761,0 тыс. руб., на 2012 г. в сумме 11 237 919 245,0 тыс. руб., на 2013 г. - 12 175 569 320,0 тыс. руб. Дефицит федерального бюджета на 2011 г. составил
Рис. 5.1. Динамика расходов федерального бюджета
1814 004 000,0 тыс. руб., на 2012 г. - 1 734 450 000,0 тыс. руб., на 2013 г. - 1 795 680 000,0 тыс. руб.
Иллюстрация динамики расходов федерального бюджета приведена на рис. 5.1.