Формы, средства и методы осуществления функций государства

Различают организационно-правовые и организационно-фактические формы реализации функций государства.

Организационно-правовые формы:

1) правотворческая деятельность - подготовка и издание законов и иных нормативных правовых актов, образующих нормативно-правовую основу деятельности государственных органов и должностных лиц по выполнению функций государства;

2) правоисполнительная деятельность - деятельность государства, направленная па исполнение законов и других нормативных правовых актов государства. От эффективности правоисполнительной деятельности во многом зависит, будут законы и другие нормативные правовые акты реализованы (претворены в жизнь) или они останутся лишь благими пожеланиями законодателя. Основное бремя по исполнению правовых норм лежит на органах управления (исполнительно-распорядительных органах), возглавляемых правительством страны. Это повседневная работа по разрешению разнообразных вопросов управленческого характера, для выполнения которой исполнительно-распорядительные органы издают соответствующие правовые акты, контролируют их исполнение и др.;

3) правоохранительная деятельность - властная оперативная и правоприменительная работа государственных органов и должностных лиц но охране правопорядка, прав и свобод граждан. Она включает в себя меры по предупреждению правонарушений, разрешению юридических дел, привлечению к юридической ответственности и др.

В современных условиях возросла роль договорной формы в осуществлении функций государства. Это обусловлено развитием рыночных отношений, появлением правового саморегулирования, когда стороны определяют взаимные права и обязанности;

4) судебная деятельность - осуществление правосудия. Суд призван в особой процессуальной форме разрешать споры о праве, различные конфликты, рассматривать уголовные, гражданские и иные дела, используя государственную власть. Приговоры и решения суда непререкаемы и обязательны для тех, кому они адресованы;

5) контрольная деятельность, которая осуществляется в форме инспектирования, проверки соответствия деятельности органов государства, должностных лиц, принимаемых ими решений, правовых актов конституции, законам, нормативным актам других вышестоящих органов. Такова деятельность конституционных судов, конституционных советов по проверке конституционности законов. Контрольной деятельностью в ряде стран занимается прокуратура, специальные ведомства. В России контроль за соблюдением прав человека осуществляет Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, избираемый Государственной Думой.

Контрольные органы обычно не дают каких-либо указаний, распоряжений. Они устанавливают факты и по результатам своей деятельности обращаются в соответствующие органы, могут возбудить дело в суде.

Организационно-фактические формы охватывают большой объем организационно-подготовительной работы в процессе осуществления функций государства. Такая фактическая работа и необходима, и правомерна, по она не связана с юридически значимыми действиями, влекущими за собой правовые последствия. Это, например, подготовительная работа по сбору, оформлению, изучению различной информации, необходимой для принятия управленческих решений, ознакомление с письмами, жалобами граждан и др. Сюда же относятся бухгалтерский учет, статистика, организация снабжения, сбыта и т.д.

В качестве средств осуществления функций государства различают организационно-властные (механизм государства), финансовые (бюджет стран и государственные фонды), идеологические (государственные СМИ, научно-образовательные и просветительские учреждения) и правовые (правовая система общества). Функционирование государства обеспечивается в определенной степени деятельностью и муниципальных образований, политических партий, заинтересованных негосударственных коммерческих и некоммерческих организаций, общественных объединений граждан.

Методы осуществления функций государства можно классифицировать па общие (убеждения, принуждения, стимулирования), организационно-управленческие (системно-структурный, планирования, прогнозирования, моделирования), экономические (инвестиции, субсидии, кредитование)и др.

Основные функции государства представлены па рис. 9.

Рис. 9. Функции государства