Формы правления правового государства

Степень участия людей в политической жизни во многом зависит от наличия необходимых условий. Главным из условий привлечения к политической деятельности самых широких масс населения является демократия во всех областях общественной жизни – политической экономической, социальной, культурной. Свободная деятельность в каждой из этих областей предполагает обеспечение каждому человеку определенного комплекса прав, гарантирующих ему возможность реализации своих потенциальных способностей в любой из избранных им областей. В зависимости от сферы реализации права делятся на политические, экономические, социальные и культурные.

Политические права определяют возможность активного участия граждан в управлении государством и в общественной жизни. Они включают в себя избирательное право, свобода союзов и ассоциаций, демонстраций и собраний, право на информацию, свободу слова, печати и совести.

Экономические права гарантируют свободное распоряжение находящимися в собственности человека предметами потребления и основными факторами хозяйственной деятельности: землей, капиталом, трудом, а также возможностью проявления предпринимательской инициативы.

Социальные права состоят в обеспечении достойного уровня жизни и социальной защищенности в случае утраты человеком здоровья, снижения трудоспособности или по достижении им преклонного возраста.

Культурные права связаны с предоставлением человеку возможности развивать и совершенствовать свой культурно-образовательный уровень. Они включают право на образование, возможность пользоваться культурными ценностями, свободу творчества.

Из самого перечня этих прав и свобод видно, что в правовом государстве человек рассматривается не как средство, а как цель, в то время как государству отводится роль средства для развития и совершенствования человеческой личности. Обеспечить весь этот комплекс перечисленных выше прав и свобод человека в максимальной степени способно лишь демократическое государство, поскольку только в нем каждый человек является причастным к политической власти, субъектом которой выступает весь народ, а не какая-то его часть.

Переход от тоталитарно-авторитарных режимов к демократии. Первая половина XX в. ознаменовалась установлением ряда самых жестоких тоталитарных диктатур, какие когда-либо знало человечество. Вторая его половина стала эпохой перехода от тоталитарных и авторитарных режимов к демократии. В некоторых странах (например, в Италии и Германии) этот переход произошел в середине века и был осуществлен при весьма интенсивной внешней поддержке. В России он стал результатом внутренних процессов и начался лишь на исходе века. Однако в любом случае осуществление такого перехода предполагало и предполагает решение сходных политических задач:

– демонтаж однопартийной политической системы и переход к многопартийности, обеспечивающей выражение и защиту интересов различных социальных групп и слоев общества;

– установление демократического режима управления с непременным разделением властей на законодательную, исполнительную и судебную и с принятием законодательных мер, исключающих возможность подавляющего преобладания одной из них над другими;

– установление равноправности всех форм собственности и законодательное обеспечение свободы распоряжения ей, включая право предпринимательской инициативы;

– формирование гражданского общества, способного защищать права личности при помощи законов.

Наиболее плодотворной и эффективной для такой эволюции формой политического режима является правовое государство, в котором все подчинено закону, в том числе и сама государственная власть.