Лекция 5. ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА
В результате освоения данной темы студент должен:
знать
– природу и назначение формы государства;
– основные компоненты формы государства (форма правления, форма государственного устройства, политический (государственно-правовой) режим);
– характеристику формы правления;
– характеристику формы государственного устройства;
– характеристику политического (государственно-правового) режима;
уметь
– выделять признаки формы государства;
– применительно к отдельному государству определять видовую принадлежность формы правления;
– применительно к отдельному государству определять видовую принадлежность формы государственного устройства;
– применительно к отдельному государству определять видовую принадлежность политического (государственно-правового) режима;
владеть
– навыками самостоятельного анализа формы государства;
– навыками оперирования основными понятиями и категориями по данной теме.
Понятие формы государства
Для характеристики сущности государства особое значение имеют философские категории ОГЛАВЛЕНИЕ и форма. ОГЛАВЛЕНИЕ выражается в основных направлениях деятельности государства по решению стоящих перед ним на том или ином этапе общественного развития задач, т.е. в его функциях. А форма представляет собой внешнее выражение содержания.
В настоящее время форму государства рассматривают как единство трех основных элементов – формы правления, формы государственного устройства и политического (государственно-правового) режима.
В таком понимании форма государства позволяет дать характеристику государства с позиций того, как организована верховная государственная власть, каковы принципы ее взаимодействия с населением, каким образом государство в целом строит свои взаимоотношения с входящими в него составными частями, а также с помощью каких способов и методов осуществляется государственная власть.
Некоторые авторы различают форму государства в узком и широком смысле.
Под формой государства в узком смысле понимают форму правления, а в широком – форму правления и форму государственного устройства. Политический режим при этом рассматривается как самостоятельное государствоведческое понятие, характеризующее сущность государства или методы осуществления классового господства.
Особое значение для понимания формы государства имеет соотношение с такими категориями, как функции государства, исторический тип государства и механизм государства.
История не позволяет сделать вывод о существовании какой-либо прямолинейной зависимости между этими категориями. Кардинальное изменение направленности деятельности и типа государства отнюдь не всегда приводило к изменению его формы. Более того, монархическая форма правления и сегодня продолжает оставаться вполне приемлемой и не рассматривается в качестве архаизма.
На становление и изменение формы того или иного государства всегда оказывали влияние такие факторы, как классовая борьба, национальный состав населения, традиции народа, социально-экономические, политические, идеологические и иные факторы.
Так, в Великобритании в результате своеобразного компромисса между буржуазией и феодалами возникла ограниченная монархия. Германия с точки зрения национального состава вполне могла бы быть унитарным государством. Однако исторически сохраняющаяся автономность германских земель привела к конституированию федеративной формы государственного устройства.
Близкими по содержанию, но не совпадающими, являются категории механизма государства и формы государства. Отдельные авторы определяют эти категории как систему, совокупность государственных органов[1] и тем самым дают повод для их отождествления.
Механизм государства действительно представляет собой совокупность государственных органов, необходимых для осуществления внутренних и внешних функций. Форма государства дает характеристику государства не столько с точки зрения системы органов, сколько с позиций способов и принципов образования государственной власти, взаимоотношения ее с населением, распределения властных полномочий между составными частями и методов их осуществления.
Таким образом, данные категории являются вполне самостоятельными и позволяют дать характеристику различным сторонам сущности государства.