Формы и факторы организации исследования систем управления

Полезно задуматься

Каким образом успех исследования зависит от его организации? Как организовать исследование, что надо для этого сделать? Может ли мешать организация исследования текущему управлению? Как интегрируются индивидуальные интеллекты исследователей? Какие виды организации исследований предпочтительней? Существует ли технология исследования? Какое организационное и практическое значение она имеет? В чем особенности технологии исследования? Какие этапы характеризуют технологию исследования? Как распределить методы исследования по его технологическим этапам?

Организация исследования: условия, требования, виды

Организация исследования – это система регламентов, нормативов, инструкций, определяющих порядок его проведения, т.е. распределения функций, обязанностей, ответственности и полномочий на выполнение исследовательских работ.

Организация исследования определяет дифференциацию и интеграцию деятельности исследователей или отдельных исследовательских групп. В ней находят отражение распределение и комбинация ресурсов по времени, видам работ, кадрам, проблемам.

Существуют различные формы организации (рис. 3.5), и в каждом конкретном случае приходится решать, какая из них может оказаться наиболее приемлемой или эффективной.

Рис. 3.5. Формы организации исследования управления

1. Увеличение нагрузки персонала, дополнив их обязанности исследовательской работой. Такие исследования возможны в том случае, если у персонала управления есть резервы времени и его исследовательский потенциал достаточно высок. Тогда необходимо провести соответствующие консультации, организовать систему контроля и мотивации, координацию деятельности по этим заданиям, дополнительную оплату труда. Можно провести конкурс проектов. Возможна добровольная или обязательная форма участия персонала в исследовательской работе.

2. Создание специализированных групп из наиболее творческой и активной части персонала с освобождением участников этих групп на определенное время от основной работы.

3. Приглашение консалтинговых фирм на договорной основе и предоставление им организационных и информационных возможностей для проведения исследования и разработки соответствующих рекомендаций.

4. Создание собственных консультационных, а лучше образовательно-исследовательских структур в системе управления, позволяющих совместить повышение профессионализма работников с развитием исследований и обеспечением их необходимого качества.

5. Возможна комбинация этих форм, и во многих случаях она оказывается весьма полезной и эффективной. Например, создание творческих коллективов, как из собственных работников, так и из приглашенных специалистов консультационной фирмы. При этом очень важно учитывать (и здесь часто возникают сложности) социально-психологические моменты формирования таких коллективов.

В исследовании управления и в управлении такими исследованиями возникает много проблем, к решению которых надо быть готовым. Это проблемы полномочий на организацию наблюдений, тестирования, социометрического анализа, предоставления и поиска необходимой информации, обеспечения соответствующих условий, административного вмешательства в рабочий процесс исследуемого объекта, которое должно быть минимальным, проблема доверия и влияния на социально-психологическую атмосферу работы. Исследования управления не должны нарушать порядок и ритм нормального функционирования системы управления.

Все эти вопросы должны быть заранее продуманы при планировании и построении организации исследования.