Формы и этапы планирования развития инновационного предпринимательства, виды планов
В зависимости от формы осуществления различают директивное и индикативное планирование. Директивное планирование имеет обязательный характер для объектов планирования. Подчеркнем, что директивное планирование, имея предписывающий характер, может использоваться в текущем планировании инновационной деятельности предприятия и в целом в рыночной экономики. Индикативное планирование чаще всего применяется на макроуровне. Задания (индикаторы) индикативного планирования не обязательны для исполнения. Они характеризуют параметры и направления развития экономики страны (региона), определенные в результате выработки и формирования органами государственного управления курса социально-экономической политики.
В состав индикативного плана входят: общая концепция социально-экономического развития страны (региона), прогноз социально-экономического развития, государственные федеральные и региональные целевые программы и системы экономических регуляторов, а также ограниченное число обязательных заданий. Индикативное планирование принципиально отличается от директивного тем, что носит рекомендательный, а не обязательный характер, основано на косвенном регулировании, использовании системы экономических нормативов и льгот, преимущественном применении стоимостных, а не натуральных показателей.
Предприятия могут участвовать в реализации индикативного плана в одной из следующих форм: 1) участие в государственных или региональных целевых комплексных программах поддержки инновационной деятельности; 2) поставка продукции, выполнение работ и услуг для государственных нужд. Индикативное планирование применяется и на микроуровне, в частности при разработке и составлении перспективных планов.
В зависимости от содержания, целей и задач различают следующие виды планирования.
• По длительности планового периода (горизонту планирования) выделяют долгосрочное (перспективное), среднесрочное (свыше одного года) и краткосрочное (текущее) планирование. Следует отличать перспективное планирование от идентичного по форме прогнозирования. Являясь неотъемлемым элементом планирования, прогнозирование представляет собой метод, где возможные ситуации будущего описываются из имеющихся практических данных и ориентирует текущие предположения относительно изменения развития объекта или процесса. Большинство решений, принимаемых в области маркетинга, предпринимательства, инвестирования, инноваций и т.п., базируется на оценке событий, которые произойдут в будущем, т.е. в своей основе имеют прогноз развития событий. Выявление с помощью прогноза различных вариантов развития планируемого объекта или процесса и обоснование выбора оптимального варианта позволяют рассматривать прогнозирование как один из этапов перспективного планирования.
Среднесрочное планирование составляется на период от одного года до пяти лет. Текущее планирование осуществляется на период до одного года и включает полугодовое, квартальное, месячное, недельное (декадное) и суточное (часовое) планирование.
• По важности поставленных целей (типу целей, содержанию плановых решений или объему привлекаемых материальных ресурсов и инвестиций) различают стратегическое, тактическое, оперативное, инвестиционное и бизнес-планирование. Таким образом, в состав перспективного планирования включено формирование долгосрочных планов, направленных на решение стратегических задач. Стратегическое планирование – четкая ориентация планирования на рыночные нужды, учет рынка как главного фактора внешней среды. Будучи составным элементом стратегического управления, стратегическое планирование – многоэтапный процесс активного поиска альтернативных вариантов, выбора лучшего из них, построения на основе этого выбора общей стратегии развития, формирования специального механизма ее реализации.
В качестве ключевой задачи стратегического планирования развития инновационного предпринимательства выступает построение схемы инновационного поведения предприятия на рынке (рис. 13.1).
Рис. 13.1. Схема инновационного поведения предприятия на рынке
Как правило, в мировой практике различают понятия долгосрочного и стратегического планирования. Долгосрочное планирование строится преимущественно на экстраполяции сложившихся тенденций развития и введении в модели планирования оценок будущего. Перенос прошлых закономерностей и структурных характеристик на будущее развитие – особенность и одновременно недостаток данного подхода. Как правило, это связано с тем, что делается ставка на то, что будущие условия функционирования предприятия будут более благоприятные, чем в прошедшем периоде. Основой стратегического планирования считается построение дерева целей и сценариев планирования инновационной деятельности предприятия, разработка планов на основе ситуационных моделей, экспертных и матричных оценок вариантов хозяйственного поведения и др. Исходным отличительным принципом составления общекорпоративных стратегических планов инновационной деятельности служит построение их от будущего к настоящему. Данная форма планирования органично вписывается в концепцию стратегического управления инновационной деятельностью предприятия. При выборе стратегии инновационной деятельности необходимо учитывать накопленный потенциал предприятия.
В системе долгосрочного планирования инновационной деятельности исходя из оценки текущих итогов и прогнозирования внешней среды происходит уточнение стратегических проблем. Формируется долгосрочная стратегическая политика в области инновационной деятельности, принимаются среднесрочные планы для объединения инновационных проектов и программ в одно целое и увязки с распределением ресурсов. Цели претворяются в программы действий, бюджеты (годовой план), планы прибылей, разрабатываемые для каждого из основных подразделений фирмы.
Стратегическое планирование инновационной деятельности характеризует интегральный процесс подготовки и принятия стратегических решений с разработкой основных методов их осуществления. Стратегическое планирование инновационной деятельности предприятия – последовательно-параллельный многоэтапный процесс, охватывающий следующие множества решений:
1) определение бизнеса (описание производимого продукта, работ и услуг с учетом технико-экономических параметров, потребительских свойств и т.п., оценка масштаба рынка данного продукта, сегментация рынка);
2) миссия (роль) бизнеса – множество преследуемых целей в их количественном измерении, т.е. миссия – это совокупность количественных измерителей, выражающих цели развития (темпы роста объема продаж, размер доли рынка, уровень прибыльности или доходности, величина чистого дохода и объем денежного оборота и др.);
3) инновационные проекты и программы – детализация стратегии развития инновационной деятельности предприятия;
4) бюджетирование – формирование системы распределения ресурсов и составление бюджетов, обеспечивающих реализацию указанных программ и проектов.
Стратегическое планирование инновационной деятельности предприятия предполагает ежегодную корректировку принятых плановых решений, а также пересмотр соответствующих мер по выполнению этих планов. Отсюда важнейшей отличительной чертой стратегического планирования инновационной деятельности остается гибкость планового горизонта, во многом обусловленного масштабами и размером предприятия.
Тактическое планирование инновационной деятельности предприятия – это процесс создания предпосылок для реализации новых возможностей стратегии инновационного развития предприятия, обоснования задач и средств, необходимых для достижения заранее установленных или традиционно принятых целей. На основе технико-экономического плана, охватывающего внутрипроизводственный хозяйственный механизм, устанавливаются связи между структурными подразделениями предприятия, разрабатываются научно обоснованные пропорции в производстве и бюджеты (сметы) по ключевым видам деятельности, а также осуществляется контроль за их выполнением. В современных условиях бюджетирование – наиболее важное средство планирования и контроля в предпринимательстве и государственном управлении. Бюджет предприятия – это охватывающий все аспекты хозяйственных операций предприятия план, отражающий цели, задачи и политику предприятия в области инновационной деятельности на определенный период.
Оперативное планирование инновационной деятельности предприятия связано с конкретизацией показателей тактического плана и решением конкретных вопросов инновационной деятельности предприятия в краткосрочном периоде. Оперативное планирование характеризуется высокой степенью детализации планов, узкой направленностью и большим разнообразием используемых приемов и методов.
Инвестиционные проекты (планы капитальных вложений) направлены на увеличение производственных мощностей, характеризуются долговременным характером. Бизнес-планирование проводится для обоснования создания нового предприятия и организации, выхода на рынок и обеспечения прибыльности хозяйственной деятельности.
Этапы планирования инновационной деятельности предприятия
Плановая деятельность относится к одной из важнейших функций современного менеджмента. В условиях рыночной экономики основой стратегии развития инновационной деятельности предприятия становится планирование доходов и расходов; финансовый аспект планирования (бюджетирование) становится ключевым как при разработке плана, так и при его конкретизации и выполнении. Планирование как начальный этап управления представляет собой процесс, направленный на выбор целей развития фирмы в области инновационной деятельности, определение программы действий (политики), разработку мер и мероприятий, методов достижения поставленных целей. Процесс планирования развития инновационной деятельности предприятия содержит следующие этапы.
1. Прогнозирование, под которым понимается систематический анализ определенного круга факторов с целью предвидения имеющихся ресурсов. Прогноз дает возможность обоснованного подхода к планам.
2. Сравнение и выбор варианта развития инновационной деятельности предприятия. В управлении не существует одного подхода к решению поставленной задачи. Поэтому необходимо оценить альтернативные варианты с различных позиций (прибыльности, используемых ресурсов, социально-экологической значимости и т.п.) и выбрать наиболее подходящий вариант.
3. Формирование цели и постановка задач. Необходимо четко определить цель предприятия в области инновационной деятельности и сроки ее достижения.
4. Разработка программы действий с соответствующим графиком работ. Для получения действенной программы требуется установление временно́й последовательности и очередности выполнения принимаемых задач.
5. Стоимостная оценка инновационных программ и проектов с одновременным распределение ресурсов (прежде всего финансовых). Данный этап также называется бюджетированием (формированием бюджета). Призван обобщить все предшествующие материалы и представить их в стоимостном выражении в виде стандартного пакета документов.