Формы депутатской деятельности
Как правило, основными формами деятельности депутата представительного органа муниципального образования являются:
1) участие в заседаниях представительного органа муниципального образования;
2) участие в работе комиссий (комитетов), рабочих групп, создаваемых представительным органом муниципального образования;
3) участие в депутатских объединениях и фракциях;
4) подготовка и внесение проектов решений па рассмотрение представительного органа муниципального образования;
5) участие в выполнении поручений представительного органа муниципального образования;
6) встречи с избирателями, работа с их обращениями, информирование избирателей о своей деятельности;
7) участие в подготовке проектов законов субъекта РФ и поправок к ним;
8) участие в депутатских слушаниях;
9) обращение с депутатским запросом;
10) участие при рассмотрении вопросов, затрагивающих интересы избирателей, в органах государственной власти, местного
самоуправления, организациях, общественных объединениях, расположенных на территории муниципального образования;
11) контроль за исполнением муниципальных правовых актов представительного органа муниципального образования, а также за исполнением направленных им обращений и запросов;
12) выступления по вопросам депутатской деятельности в средствах массовой информации.
Права депутата представительного органа муниципального образования и гарантии депутатской деятельности
Законодательство РФ и ее субъектов, уставы муниципальных образований, другие нормативные акты, принимаемые местным населением и подотчетными ему органами и должностными лицами, предоставляют депутату соответствующие права, необходимые для исполнения своих обязанностей, а также гарантируют депутату условия беспрепятственного и эффективного осуществления полномочий, защиту прав, чести и достоинства (ч. 1 и 5.1 ст. 40 Федерального закона № 131-ФЗ).
В законодательстве субъектов РФ и уставах муниципальных образований решены многие вопросы депутатского статуса. В целях эффективного осуществления своих полномочий депутату обычно предоставляются права:
а) обращаться с письменными (устными) вопросами (запросами) к главе муниципального образования, иным находящимся на территории муниципального образования должностным лицам и органам местного самоуправления, а также руководителям иных организаций, расположенных на территории муниципального образования;
б) избирать и быть избранными в комиссию (комитет), рабочую группу представительного органа муниципального образования;
в) высказывать мнение по персональному составу образуемых на заседаниях представительного органа муниципального образования комиссий (комитетов), рабочих групп, а также по кандидатурам должностных лиц местного самоуправления, назначаемых по согласованию с представительным органом муниципального образования;
г) вносить предложения по повестке дня, порядку обсуждения и по существу рассматриваемых представительным органом муниципального образования вопросов;
д) вносить предложения о заслушивании на заседании отчета или информации должностных лиц, возглавляющих органы, подконтрольные представительному органу;
е) вносить проекты решений представительного органа, изменения, дополнения и поправки к ним, а также вносить предложения об отмене ранее принятых решений и об осуществлении контроля за исполнением решений;
ж) участвовать в прениях, обращаться с письменными и устными запросами, задавать вопросы и получать на них ответы, выступать с обоснованием своих предложений и по мотивам голосования, давать справки;
з) оглашать на заседаниях обращения граждан, имеющие общественное значение;
и) передавать текст выступления, с которым не выступил в связи с прекращением прений, для включения в стенограмму или протокол заседания представительного органа, знакомиться с текстами выступлений в стенограммах и протоколах заседаний.
Важным и необходимым элементом правового статуса местного депутата являются гарантии депутатской деятельности, обеспечивающие депутату возможность осуществлять возложенные на него полномочия самостоятельно, независимо от какого бы ни было иного влияния, кроме влияния своих избирателей. Традиционно принято выделять следующие виды гарантий депутатской деятельности: организационные (право на получение информации; право посещения органов государственной власти и местного самоуправления; право иметь помощников и т.п.), материальные (финансовое обеспечение депутатской деятельности; страхование депутата и т.п.), трудовые (страховой стаж; сохранение депутату прежнего места работы; право на пенсию за выслугу лет и т.п.). Хотя при осуществлении депутатских полномочий как в представительном органе, так и вне его (например, во взаимоотношениях с избирателями), все депутаты обладают равными правами и несут равные обязанности, при установлении гарантий депутатской деятельности должны учитываться особенности правового статуса депутатов, связанные с характером осуществления ими депутатской деятельности – на постоянной или на непостоянной основе. Как это вытекает из Постановления Конституционного Суда РФ от 5 апреля 2013 г. № 7-П, в связи с тем, что на депутатов, осуществляющих свою деятельность на профессиональной постоянной основе и реализующих таким образом конституционное право на использование своих способностей к труду, налагаются дополнительные ограничения, связанные с недопустимостью совмещения депутатской деятельности с иной оплачиваемой деятельностью, это предполагает предоставление таким депутатам надлежащих материально-финансовых гарантий, отсутствие которых не соответствует условиям функционирования органов народного представительства в демократическом правовом государстве.
Существенным обеспечительно-гарантирующим институтом, направленным на поддержание независимости депутатской деятельности, является депутатская неприкосновенность.
Институт неприкосновенности, как это вытекает из правовых позиций Конституционного Суда РФ[1], обусловлен природой организации местного самоуправления и депутатского мандата, характером выполняемых ими задач. Он призван оградить депутата от неправомерного вмешательства в его деятельность по осуществлению мандата, от попыток оказать на него давление путем привлечения или угрозы привлечения к уголовной или административной ответственности. Вместе с тем неприкосновенность депутата не является личной привилегией, а имеет публично- правовой характер, призвана служить публичным интересам, обеспечивая повышенную охрану законом личности депутата в силу осуществляемых им публичных функций, ограждая его от необоснованных преследований, способствуя беспрепятственной деятельности депутата и тем самым представительного органа, их самостоятельности и независимости. Она не допускает его освобождения от ответственности за совершенное правонарушение, в том числе уголовное, если такое правонарушение совершено не в связи с осуществлением собственно депутатской деятельности.
Гарантии прав депутатов при привлечении их к уголовной или административной ответственности, задержании, аресте, обыске, допросе, совершении в отношении их иных уголовно-процессуальных и административно-процессуальных действий, а также при проведении оперативно-розыскных мероприятий в отношении депутатов, занимаемого ими жилого и (или) служебного помещения, их багажа, личных и служебных транспортных средств, переписки, используемых ими средств связи, принадлежащих им документов устанавливаются федеральными законами. Так, согласно п. 11 ч. 1 ст. 448 УПК РФ решение о возбуждении уголовного дела в отношении депутата представительного органа муниципального образования либо о привлечении его в качестве обвиняемого, если уголовное дело было возбуждено в отношении других лиц или по факту совершения деяния, содержащего признаки преступления, принимается руководителем следственного органа Следственного комитета РФ по субъекту РФ.
Депутат не может быть привлечен к уголовной или административной ответственности за высказанное мнение, позицию, выраженную при голосовании, и другие действия, соответствующие статусу депутата, в том числе по истечении срока его полномочий. При этом в силу общеправового принципа недопустимости злоупотребления правом это правило, входящее в состав депутатской неприкосновенности, не может служить основанием освобождения от ответственности за публичные оскорбления, клевету и другие подобные им несовместимые с предназначением данного института и со статусом депутата правонарушения, предусмотренные федеральным законом[2].