Формулирование гипотезы
Разработка гипотезы – обязательная фаза процесса научного исследования, создающая важную предпосылку дальнейших этапов исследования.
Поставленный перед проблемой исследователь на основе своих знаний и опыта строит предварительное объяснение проблемы. По отношению к проблеме это означает, что исследователь разрабатывает предположительно истинный алгоритм для реализации поставленной проблемной цели. Такое допущение называют гипотезой. В отличие от предположений в повседневной жизни, гипотеза – результат научного опыта, обоснованная догадка или вероятное предположение для объяснения некоторого явления действительности. Следовательно, гипотеза – научно обоснованное высказывание вероятностного характера относительно сущности, взаимосвязей и причин явлений объективной реальности. Гипотезы исходят из проблем и тесно с ними связаны.
Соответственно в связи с этим можно провести различие между гипотезами основными и частными, главными и побочными и т.д.
Ценность исследовательской работы, теоретическая и практическая полезность всего дальнейшего процесса исследования в большой степени зависят от качества исследовательских гипотез. Общие предпосылки построения исследовательских гипотез следующие:
• исследовательские гипотезы должны быть связаны с проблемами, иметь отчетливый смысл в рамках поставленной проблемы;
• должны быть научно обоснованы и не противоречить аргументированным теоретическим положениям или известным закономерностям (исключения – антигипотезы);
• должны составлять определенную последовательность в отношении данной общей проблемы, обнаруживать однозначную теоретическую взаимосвязь, образовывать теоретическое единство;
• должны строиться таким образом, чтобы их можно было проверить эмпирически. Каждая исследовательская гипотеза должна допускать возможность прямой или косвенной эмпирической проверки. В противном случае процесс исследования продолжать нельзя, и выдвинутая гипотеза остается высказыванием, выражающим субъективное мнение.
Выделяют следующие фазы формирования гипотез.
1. Сбор информации по данной проблеме.
Разработка гипотезы начинается с интенсивного поиска касающейся данной проблемы информации. От исследователя требуется:
• использовать всю относящуюся к данной проблеме информацию из постановлений и документов правительства;
• привлечь все доступные специфические для данной проблемы публикации, отчеты об исследованиях, статистические материалы и т.д.;
• учесть практический опыт, наблюдения, начальные формы новых общественных явлений и т.д.
Исходным материалом для формирования исследовательской гипотезы служат обобщенные теоретические и эмпирико-практические сведения об объекте. Это могут быть философские, мировоззренческие, частнонаучные, а также практические (ненаучные) сведения. Собранная информация должна подвергнуться строгой оценке с целью определения ее качественного уровня для специальной исследовательской проблемы.
2. Формулирование гипотезы.
Исследовательские гипотезы формулируются на основе собранной и критически оцененной информации. Особенность этой фазы в том, что исследователю необходимо обобщить множество разнообразных и подчас противоречивых сведений, принять решение и сформулировать его в виде высказывания.
Содержательные (семантические, психологические и др.) стороны процесса решения при формулировании гипотез сложны и в целом не до конца исследованы. При формировании гипотез необходимо учитывать:
• теоретико-методологический уровень разработки соответствующей исследовательской дисциплины;
• теоретический, методологический и методический уровень исследовательского коллектива;
• степень трудности исследуемой проблемы;
• количество и качество наличной информации и др.
Особое значение имеет простота формулировки гипотез. Для достижения ясности и краткости прежде всего требуются:
• сжатость формулировок, концентрированность языковых выражений;
• точность в определении понятий, однозначность терминов.
3. Группировка гипотез.
Различные исследовательские гипотезы должны быть приведены между собой в определенную систематическую связь. Исходя из центральной проблемной установки, исследователь устанавливает центральную исследовательскую гипотезу (или несколько гипотез). Все остальные исследовательские гипотезы ставятся в связь с центральной исследовательской гипотезой, подчиняются ей. Отношения их между собой, их положение во всей системе гипотез также в решающей степени зависят от данной центральной гипотезы.
4. Выведение эмпирически доказуемых заключений.
Данная фаза представляет собой первый шаг в подготовке эмпирической проверки гипотез.
Основополагающие исследовательские гипотезы имеют высокую степень обобщенности, их теоретическое значение в целом не может проверяться эмпирически. Тем не менее каждая гипотеза во взаимосвязи с другими исследовательскими гипотезами включает в себя такие высказывания, которые в конечном счете допускают эмпирическую проверку. Это осуществляется с помощью логического заключения: от общего к особенному, от целостной системы значений гипотезы к частным областям или элементам значений. Исследователю приходится строить иерархически расчлененную систему заключений, выведенных гипотетически-дедуктивным путем (иерархию гипотез).