Формирование и развитие инновационной среды
Развитие отечественной экономики в значительной степени зависит от результатов сложных коэволюционных процессов адаптации экономической средой новых базовых технологий, включающих технологии инновационного управления предприятий. Ресурсное обеспечение инновационного развития должно базироваться на эффективном, использующем современную методологию и инновационные подходы к управлению, распределении ограниченных экономических ресурсов, что позволит достичь лидерства в создашь и и использовании новых технологий при производстве продукции и ее переработке.
Исследуя сущностные характеристики существования социально-экономических систем становится очевидным, что каждый экономический субъект сохраняет состояние своего привычного функционирования только до тех пор, пока не начинает испытывать на себе воздействие изменений экономической среды, принуждающей его к адаптации через инновационное развитие. Те из субъектов, которые не в состоянии адаптироваться, вынуждены использовать механизмы ликвидации (государство в данном случае может оказать содействие в адаптации, в том числе через процедуру банкротства, но только при определенных условиях).
В целом, способность адаптироваться в тех или иных формах является производной от совокупного потенциала хозяйствующего субъекта и особенностей среды его функционирования. Вместе с тем, имеют место диспропорции развития как отдельных организаций, отраслей, так и регионов, которые являются результатом изменения факторов внешнего воздействия и степени зависимости от этих факторов.
Однако имеются пути устранения структурных диспропорций. Первым направлением является повышение эффективности использования ресурсного потенциала или изменение соотношения выпуска продукции по отраслям экономики.
Вторым направлением является добавление структурообразующих элементов, объединение элементов системы через создание горизонтальных и вертикальных взаимосвязей, декомпозиция системы и системных элементов, устранение ограничений и увеличение пропускной способности информационных каналов, развитие количества связей в экономической системе.
Третьим, наиболее важным направлением является ускорение темпов инновационного развития.
Возможность инновационного развития определяется соответствующим инновационно-инвестиционным потенциалом того или иного субъекта экономической деятельности. Существенным ограничением при этом являются жесткие сроки принятия необходимых управленческих решений, как со стороны государства, так и со стороны субъектов экономической деятельности. Критериальные параметры целесообразности и эффективности управленческих решений – это промежуточные или конечные результаты, приводящие к преодолению кризисных явлений в деятельности субъекта или экономики в целом.
Таким образом, основная идея развития инновационной экономики заключается в регулировании темпов ускорения инновационного развития с целью достижения конкурентоспособности.
Инновационная экономическая модель, имеющая в своем распоряжении помимо сырья, капитала и трудовых ресурсов дополнительные факторы производства в виде инноваций будет иметь сравнительные преимущества в производстве тех товаров и услуг, создание которых основано на интенсивном применении всех вышеперечисленных факторов производства.
Рассматривая современные характеристики инновационного экономического пространства отметим наличие определенного информационного голода на патенты и изобретения (большая часть готовых отечественных патентов и изобретений остаются неизвестны для производственного сектора, а собственные исследования организациями, как правило, не проводятся из-за отсутствия венчурных средств и специалистов нужного уровня квалификации), что, несомненно, не способствует своевременной материализации возможностей по формированию инновационных технологий управления и новой культуры производства и переработки продукции.
К сегодняшнему дню государство отчетливо осознало, что мировая экономика вступает в новую эпоху своего развития, связанную с формированием новой архитектуры, на которую могут оказать существенное влияние разработка и практическое использование последних достижений науки. Этот вывод может быть представлен как целевой ориентир, раскрывающий направление формирования государственной инновационной политики. Относится это в первую очередь к обеспечению на общегосударственном уровне поддержки формирования инновационной среды.
В настоящее время необходимость изменений, инновационного развития хозяйствующего субъекта возникает в любом случае, независимо от того, какой подход к управлению определяет доминанту его функционирования. Эффективное использование инновационного продукта возможно за счет комплексного подхода к организации и осуществлению инновационной деятельности. Обеспечению эффективного функционирования и инновационного развития хозяйствующего субъекта служит инновационная среда.
Инновационная среда представляет собой социально- экономическую, политическую и нормативно-правовую обстановку, окружающую создание новшеств, реализацию и диффузию инноваций[1].
Инновационная среда должна обеспечивать объединение усилий государственных органов управления всех уровней, организаций научно-технической сферы и предпринимательского сектора экономики в интересах ускоренного использования достижений науки и технологий в целях реализации стратегических национальных приоритетов страны.
Главное правило методологии управления инновационным развитием можно сформулировать следующим образом: эффективность системных действий государства, бизнеса, фундаментальной и прикладной науки, гражданского демократического общества в целях инновационного управления прямо пропорциональна позитивным институциональным изменениям в экономике, качеству новых научных знаний, результатам управленческих, финансовых и технологических инноваций, социальной и образовательной поддержке нововведений и обратно пропорциональна степени убывания в экономике предельной полезности использования различных источников генерации нововведений.
Формирование инновационной среды заключается в объединении всех научно-технических и производственных возможностей по созданию и внедрению инновационного продукта для выхода на международный рынок инноваций.
Методическое обеспечение формирования инновационной среды должно удовлетворять быстроменяющимся требованиям научно-технического прогресса. Формальное перенесение богатого зарубежного опыта по формированию инновационной среды в российскую действительность затруднено из-за специфичности экономико-политической обстановки в России. Все это ставит задачу создания такого методического обеспечения, которое бы позволило адаптировать мировой опыт и интенсифицировать процесс формирования оптимальной, научно-обоснованной и перспективной инновационной среды в России.
Формирование национальной инновационной среды является важнейшей стадией построения экономики, основанной на получении и использовании новых знаний в области наукоемких технологий – основного фактора развития высокорентабельного промышленного производства и главного стратегического ресурса РФ.
Цель создания инновационной среды – формирование с позиций государственной инновационной политики благоприятных правовых (регулирование обращения объектов интеллектуальной собственности), организационных (малые и средние инновационные предприятия) и экономических (налоговые льготы для инвестиций, связанное финансирование, налоговые кредиты, кооперативные исследования) условий для эффективного освоения в производстве новейших научно-технологических и технических достижений.
Задачи инновационной среды:
• освоение в производстве и создание рыночных предпосылок реализации высокотехнологичной конкурентоспособной продукции (услуг);
• создание условий для динамичного и эффективного обновления морально и физически изношенных основных фондов в сфере создания высокотехнологичной конкурентоспособной продукции (услуг);
• создание условий для интегрирования науки, образования и промышленного производства в интересах развития инновационного потенциала.
Основной функцией инновационной среды является обеспечение эффективной разработки, внедрения и использования новых идей, технологий, продуктов и повышение качества жизни населения за счет:
• создания дополнительных рабочих мест в сфере науки, производства и услуг;
• увеличения поступлений в бюджеты разных уровней за счет наращивания объемов производства наукоемкой конкурентоспособной продукции;
• решения национальных экологических и социальных проблем путем использования новейших технологий.
Формирование инновационной среды бизнеса российской национальной экономики должно базироваться в первую очередь на макроэкономическом прогнозе социально-экономического развития государства, состоянии и направлениях развития нормативно-правового обеспечения инновационной сферы. Помимо этого важными факторами являются формы прямого (включая единый государственный заказ в научно-технологической сфере) и опосредованного государственного регулирования инновационной сферы, состояние и направления развития научно-технологического и промышленного потенциала страны. Необходимо учитывать состояние и прогноз развития внутреннего товарного рынка и рынка труда.
Установлено, что используемая и по сей день методика формирования систем разработки, внедрения и распространения инноваций, базирующаяся преимущественно на отраслевом подходе, неэффективна в рыночных условиях. Наиболее привлекательной можно считать методику, представляющую собой проблемно-функциональный подход проектирования инновационных систем. Суть подхода – ориентация органов управления на решение главных проблем отрасли, территории, предприятия.
На основе данного подхода представим рыночно-ориентированную модель инновационной системы, которая включает федеральный, региональный и районный уровни. Стратегическое управление инновационной средой включает подсистему управления формированием научноинновационного потенциала, определяющего обеспечение устойчивого развития с учетом выделенных ресурсно-инновационных факторов на основе принятых Федеральных программ. Основная цель построения программ отражает их ориентацию на решение проблем и при этом вписывается в основополагающие доктрины развития страны. Структура программно-целевого подхода к формированию инновационной среды должна быть взаимоувязана с концепцией, стратегическим планом развития страны, регионов и программами по отраслям (рис. 3.3).
Основные организационно-экономические требования к инновационной среде заключаются в следующем:
• формирование инновационной среды должно базироваться в основном на отечественных научно-технологических, интеллектуальных и финансовых ресурсах;
• инновационная среда должна базироваться на интегрированных региональных инновационных подсистемах, сформированных на основе согласованных региональных и федеральных приоритетов и с учетом специфических условий территорий Российской Федерации;
• повышение конкурентоспособности выпускаемой наукоемкой продукции (услуг) в первую очередь должно достигаться на внутреннем рынке;
• основным механизмом реализации государственной инновационной политики являются важнейшие инновационные проекты государственного значения, формируемые на основе стратегических приоритетов инновационно-технологического развития страны;
• программы, направленные на поддержку отечественного товаропроизводителя и повышение конкурентоспособности продукции (услуг), а также важнейшие инновационные проекты государственного значения должны основываться только на завершенных НИОКР и обеспечивать создание новых высокотехнологичных производств;
Рис. 3.3. Структура программно-целевого подхода к формированию инновационной среды
• прямая государственная поддержка должна иметь адресный характер и может осуществляться посредством капитальных вложений, либо путем передачи прав на интеллектуальную собственность.
Механизм управления созданием и функционированием инновационной среды можно представить в виде схемы (рис. 3.4).
К основным способам активизации и совершенствования инновационной среды можно отнести формирование развитой инновационной инфраструктуры, создание сети трансфера технологий, а также кластерный подход в реализации инновационной политики.
Рис. 3.4. Механизм управления созданием и функционированием инновационной среды