Формирование окончательного аудиторского файла
Аудитор обязан сформировать аудиторскую документацию в аудиторский файл и завершить административный процесс формирования данного файла на регулярной основе после даты выдачи аудиторского заключения. После завершения формирования аудиторского файла аудитор не имеет права уничтожить или изъять из него аудиторскую документацию любого вида вплоть до истечения срока обязательного хранения.
Регулярная подготовка достаточной и надлежащей аудиторской документации помогает обеспечить высокое качество аудита и эффективность надзора в отношении проверок и оценки полученных аудиторских доказательств и сделанных на их основе выводов до даты выдачи аудиторского отчета.
Форма, ОГЛАВЛЕНИЕ и объем аудиторской документации зависят от таких факторов, как:
• размер и сложность организации;
• характер выполняемых аудиторских процедур;
• выявленные риски существенного искажения;
• значимость полученных аудиторских доказательств;
• характер и объем выявленных исключений;
• необходимость документировать выводы или основу для выводов, которые являются очевидными исходя из документирования выполненной работы или полученных аудиторских доказательств;
• методология аудита и средства ее проведения.
Аудиторская документация может быть записана на бумажном, электронном или ином носителе. Примеры аудиторской документации включают в себя:
• программы аудита;
• результаты анализа;
• составленные меморандумы;
• обзоры по значимым вопросам;
• письма по заданию и письма-представления;
• проверочные листы;
• корреспонденцию (включая e-mail) по значимым вопросам.
Аудиторская документация обеспечивает доказательства того, что аудит соответствует требованиям MCA. Например:
• наличие адекватно документированного плана аудита демонстрирует, что аудитор спланировал аудит;
• существование подписанного письма о задании в аудиторском файле демонстрирует, что аудитор согласовал условия задания с руководством и, если необходимо, с лицами, наделенными управляющими функциями;
• аудиторский отчет, содержащий надлежащим образом модифицированное аудиторское мнение, свидетельствует о том, что аудитор соответствует требованиям MCA о выражении модифицированного мнения в указанных обстоятельствах.
Выражение суждения о значимости вопроса требует объективного анализа фактов и обстоятельств. Примеры значимых вопросов включают в себя следующее:
• вопросы, которые приводят к значимым рискам;
• результаты аудиторских процедур, указывающие на то, что (а) финансовая отчетность может быть существенно искажена, или (б) на необходимость пересмотреть прошлую оценку аудитором рисков существенного искажения и реагирование аудитора па эти риски;
• обстоятельства, которые вызывают существенные сложности для аудитора в применении необходимых аудиторских процедур;
• обстоятельства, которые могут привести к модификации аудиторского мнения или к включению в аудиторский отчет параграфа, привлекающего внимание.
Идентифицирующие характеристики могут различаться в зависимости от характера аудиторской процедуры или же природы рассматриваемого объекта либо вопроса. Например:
• при детальных тестах ордеров на закупки организации аудитор может идентифицировать отобранные для тестирования документы по их дате и номеру;
• для процедур, требующих формирования выборки из совокупности документов методом систематического отбора, аудитор может идентифицировать отобранные документы, указывая их источник, начальную точку и выборочный интервал;
• для процедур, требующих проведения обсуждений с персоналом организации, аудитор записывает даты проведения интервью, имя и должность представителя организации;
• для процедур наблюдения аудитор может описать процесс или вопрос, в отношении которого проводится наблюдение, конкретных исполнителей, их служебные обязанности и когда и где проводилось наблюдение.
MCA 220 требует, чтобы аудитор осуществлял надзор за проделанной работой посредством обзора аудиторской документации[1]. Это требование означает документирование того, что работа аудитора была проверена, кем и когда она была проверена.
Документирование не ограничивается записями, сделанными самим аудитором, но может включать и другие надлежащие записи, такие как протоколы встреч, подготовленные персоналом организации и согласованные с аудитором.
Формирование окончательного аудиторского файла. Фирмы должны устанавливали политики и процедуры для регулярного завершения формирования аудиторского файла и хранения документов[2]. Надлежащий временной период для завершения периода формирования аудиторского файла обычно не превышает 60 дней с даты аудиторского заключения[3]. В нормальной ситуации период хранения аудиторской документации составляет не менее 5 лет с даты аудиторского заключения или, если эта дата позже, с даты аудиторского заключения по группе компаний[4].
Примером обстоятельств, в которых аудитор может счесть необходимым модифицировать существующую аудиторскую документацию или добавить новую аудиторскую документацию после того, как аудиторский файл был сформирован, является необходимость прояснить аудиторскую документацию в связи с комментариями, полученными в ходе мониторинговых инспекций, выполненных внутренними или внешними сторонами.