Формирование механизма управления качеством
Под управлением качеством продукции понимаются действия, осуществляемые при создании, эксплуатации или потреблении продукции в целях установления, обеспечения и поддержания необходимого уровня ее качества.
Таблица 4.2
Общие, специальные и обеспечивающие подсистемы управления качеством
Общие подсистемы |
Обеспечивающие подсистемы |
Специальные подсистемы |
Прогнозирование потреби остей рынка, технического уровня, качества и конкурентоспособности продукции. Разработка продукции. Закрепление авторских прав на новую продукцию. Технологическая подготовка производства. Постановка продукции на производство. Организация взаимоотношений по качеству продукции между поставщиками, изготовителями и потребителями продукции. Техникоэкономический анализ изменений качества продукции. Стимулирование и ответственность за достигнутый уровень качества |
Формирование комплекта документации для производства продукции. Обеспечение стабильности запланированного уровня качества продукции на всех стадиях ее жизненного цикла. Внутрипроизводственный учет и отчетность но качеству продукции. Информационное обеспечение управления качеством продукции. Материально- техническое обеспечение качества продукции. Метрологическое обеспечение качества продукции. Организационное обеспечение управления качеством продукции. Технологическое обеспечение управления качеством продукции. Финансовое обеспечение управления качеством продукции |
Проведение испытаний и нормативное закрепление требований к качеству продукции. Организация контроля качества продукции. Планирование мероприятий по повышению качества продукции. Специальная подготовка и повышение квалификации кадров. Внутрипроизводственная аттестация продукции, технологических процессов, рабочих мест, исполнителей и др. Сертификация продукции и системы качества предприятия. Организация профилактики брака в производстве |
Объектами управления качеством являются потребительские характеристики продукции, факторы и условия, влияющие на их уровень, а также процессы формирования качества продукции на разных стадиях ее жизненного цикла. Субъектами управления являются различные органы управления, реализующие функции управления качеством в соответствии с общепринятыми принципами и методами управления.
Механизм управления качеством продукции представляет собой взаимодействие объектов и субъектов управления с использованием принципов, методов и функций управления на различных этапах жизненного цикла продукции и иерархических уровнях управления качеством. Механизм управления качеством должен обеспечивать эффективную реализацию как основных, так и специфических функций управления качеством, формируя общие, специальные и обеспечивающие подсистемы управления качеством (табл. 4.2).
Сущность управления качеством, как и любого процесса управления, заключается в выработке управленческих решений и последующей их реализации на определенном объекте управления. Управляющие решения вырабатываются на основании сопоставления информации о фактическом состоянии управляемого процесса с его запланированными характеристиками. В этом смысле нормативная документация (включая технические задания, технические условия и стандарты), регламентирующая значения параметров или показателей качества продукции, является важным элементом механизма управления качеством продукции.