Формирование механизма управления качеством

Под управлением качеством продукции понимаются действия, осуществляемые при создании, эксплуатации или потреблении продукции в целях установления, обеспечения и поддержания необходимого уровня ее качества.

Таблица 4.2

Общие, специальные и обеспечивающие подсистемы управления качеством

Общие подсистемы

Обеспечивающие подсистемы

Специальные подсистемы

Прогнозирование потреби остей рынка, технического уровня, качества и конкурентоспособности продукции. Разработка продукции.

Закрепление авторских прав на новую продукцию. Технологическая подготовка производства.

Постановка продукции на производство. Организация взаимоотношений по качеству продукции между поставщиками, изготовителями и потребителями продукции. Техникоэкономический анализ изменений качества продукции. Стимулирование и ответственность за достигнутый уровень качества

Формирование комплекта документации для производства продукции.

Обеспечение стабильности запланированного уровня качества продукции на всех стадиях ее жизненного цикла.

Внутрипроизводственный учет и отчетность но качеству продукции. Информационное обеспечение управления качеством продукции. Материально- техническое обеспечение качества продукции.

Метрологическое обеспечение качества продукции. Организационное обеспечение управления качеством продукции. Технологическое обеспечение управления качеством продукции. Финансовое обеспечение управления качеством продукции

Проведение испытаний и нормативное закрепление требований к качеству продукции. Организация контроля качества продукции. Планирование мероприятий по повышению качества продукции. Специальная подготовка и повышение квалификации кадров.

Внутрипроизводственная аттестация продукции, технологических процессов, рабочих мест, исполнителей и др.

Сертификация продукции и системы качества предприятия. Организация профилактики брака в производстве

Объектами управления качеством являются потребительские характеристики продукции, факторы и условия, влияющие на их уровень, а также процессы формирования качества продукции на разных стадиях ее жизненного цикла. Субъектами управления являются различные органы управления, реализующие функции управления качеством в соответствии с общепринятыми принципами и методами управления.

Механизм управления качеством продукции представляет собой взаимодействие объектов и субъектов управления с использованием принципов, методов и функций управления на различных этапах жизненного цикла продукции и иерархических уровнях управления качеством. Механизм управления качеством должен обеспечивать эффективную реализацию как основных, так и специфических функций управления качеством, формируя общие, специальные и обеспечивающие подсистемы управления качеством (табл. 4.2).

Сущность управления качеством, как и любого процесса управления, заключается в выработке управленческих решений и последующей их реализации на определенном объекте управления. Управляющие решения вырабатываются на основании сопоставления информации о фактическом состоянии управляемого процесса с его запланированными характеристиками. В этом смысле нормативная документация (включая технические задания, технические условия и стандарты), регламентирующая значения параметров или показателей качества продукции, является важным элементом механизма управления качеством продукции.