Форма государственного устройства
По форме государственного устройства (т.е. территориальной организации публичной власти) различают унитарную (простую) и федеративную (сложную). Унитарным (от лат. — единство) называется государство, территория которого для удобства управления делится на административно-территориальные единицы (области, районы, департаменты, воеводства и т.п.), не обладающие самостоятельностью. Все эти территориальные единицы управляются из центра. В таком государстве создается единая централизованная система государственных органов: один парламент, один президент, одно правительство, власть которых распространяется на всю территорию государства. В унитарном государстве существуют также единое законодательство, единое гражданство. Примерами унитарных государств на сегодняшний день являются Австрия, Норвегия, Франция.
Федеративным (от лат. — союз) является такое государство, которое представляет собой объединение нескольких суверенных государств. Объединившись, они создают качественно новое государство, в котором получают статус субъектов федерации (в разных странах могут именоваться по-разному: штаты, республики, земли и т.п.). При этом создаются федеральные органы власти, которым члены (субъекты) федерации передают часть своих властных полномочий, ограничивая тем самым свой суверенитет. В конституции федерации или в специальном договоре о ее создании (федеративном договоре) закрепляется разграничение полномочий между федеральными органами власти и органами власти в субъектах федерации. Таким образом, в федерации существуют две системы органов власти: федеральные, власть которых распространяется на всю территорию федерации, и субъектов федерации, действующие только на своей территории и самостоятельно решающие лишь вопросы, отнесенные к их ведению. Законы в федеративном государстве также разделяются на федеральные (к ним относится и конституция федерации), действие которых распространяется на всю территорию федерации, и субъектов федерации, действующие только на территории того субъекта, органами которого они приняты. Законы субъектов федерации не должны противоречить федеральным законам, в первую очередь конституции. Валюта в федерации единая, а гражданство может быть двойное, когда гражданин субъекта федерации одновременно является и гражданином федерации в целом. В типичной (симметричной) федерации все ее субъекты имеют равные права и лишены возможности в одностороннем порядке принять решение о своем выходе из федерации (сецессии). В настоящее время такими федерациями являются Россия, Индия, США.
Политический режим
Истории известно множество различных государственных (политических) режимов. Однако все режимы принято подразделять прежде всего на демократические и недемократические (антидемократические). Критерием деления является степень демократизма в осуществлении государственной власти: участие народа в управлении государственными и общественными делами, гарантированность (обеспеченность) прав и свобод личности.
При демократическом режиме (от греч. demos — народ, kratos — власть) народ признается источником государственной власти, поэтому высшие органы власти (такие как парламент) избираются населением и являются институтами представительной демократии, суть которой в том, что избранники народа представляют его интересы. Выборы носят демократический характер: они проводятся на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании, которое обеспечивает свободу волеизъявления избирателей. В то же время используются и институты прямой (непосредственной) демократии, когда население само принимает те или иные решения, например путем всенародного голосования в форме референдума (именно так была принята в 1993 г. действующая Конституция РФ).
Демократический режим обеспечивает равенство всех граждан и фактическую реализацию всех гражданских и политических прав и свобод, а также равный доступ всех граждан и их объединений к участию в общественных и государственных делах. При таком режиме существуют многопартийность, легальная (законная) оппозиция, инакомыслие не подавляется. Экономической основой демократического режима является многоукладная экономика с разными формами собственности (в том числе частной) и рыночные отношения.
Антидемократические режимы разных видов объединяет то, что народ не признается источником власти и фактически отстраняется от участия в управлении государством и общественными делами. При этом права и свободы личности, даже если они формально провозглашаются (и даже записаны в конституции), фактически ограничиваются, попираются. Различают следующие виды недемократических режимов: тоталитарный и авторитарный. Тоталитарным (от лат. totalis — весь, полный) называется режим, при котором государство осуществляет полный, всеобщий (тотальный) контроль над всеми сферами жизни общества. В экономике преобладает государственная собственность, жесткое государственное регулирование экономических отношений командными, приказными методами. Экономика в основном ориентирована на военную промышленность, т.е. происходит ее милитаризация.
В политической сфере существует одна (правящая) партия, происходит сращивание партийного и государственного аппарата и его чрезмерная централизация и бюрократизация. Характерным признаком тоталитарного режима является так называемый вождизм, т.е. особое выделение вождя, личность которого, по сути, обожествляется. В массовом сознании с помощью средств информации насаждаются представления о его непогрешимости и других сверхъестественных качествах. В условиях такого режима господствует одна официальная идеология, насаждаемая с помощью пропаганды, а также насильственным путем. Инакомыслие подавляется. Все общественные организации также действуют под строгим контролем со стороны государства. Права и свободы личности грубо нарушаются. Государственная власть осуществляется преимущественно методами насилия, подавления, проводятся массовые репрессии. В качестве примеров тоталитарного государства можно назвать, в частности, сталинский режим, гитлеровскую Германию.
Одним из видов тоталитарного режима является фашизм, при котором господствует идея превосходства одной нации или расы. Ему свойственна крайне агрессивная внешняя политика, ориентированная на захват чужих земель. Это обосновывается тем, что якобы высшая раса (нация) достойна лучшей жизни, чем другие — неполноценные, поэтому она может решать свои проблемы (экономические, социальные) за их счет. Низшие расы подлежат уничтожению либо могут использоваться при необходимости как рабочая сила.
Авторитарным (от лат. auctoritas — сила, власть, влияние) в соответствии с современными научными представлениями называется такой режим, который является как бы промежуточным между тоталитарным и демократическим режимами. Главное его отличие от тоталитарного режима в том, что государство уже не осуществляет полный контроль над обществом. В частности, в экономической сфере помимо государственной допускаются иные формы собственности, в том числе частная. Разрешается предпринимательская и коммерческая деятельность частных лиц. Происходит активизация товарно-денежных отношений. Одновременно несколько смягчаются методы осуществления государственной власти: не проводятся массовые репрессии, допускается инакомыслие (хотя и в ограниченных пределах), борьба политических партий в парламенте, критика властей. Однако серьезная оппозиция запрещена. Личные права и свободы формально провозглашаются, но фактически воспользоваться ими затруднительно, так как они не гарантируются и не защищаются государством. При авторитарном режиме создаются условия для возникновения личной диктатуры лидера правящей верхушки. Это объясняется тем, что сильная власть необходима лидеру-реформатору для проведения реформ в интересах всего общества и подавления сопротивления им.
В заключение отметим, что политический режим — весьма динамичный элемент формы государства, он не остается неизменным в государстве с течением времени.