Формализованные данные о работнике: личное дело
Очень часто организации рассматривают образ человека в укрупненных параметрах, например в объеме информации из его личного дела.
На каждого работника предприятия ведется личное дело. Состав личного дела обычно таков[1]:
• внутренняя опись документов дела;
• личное заявление о приеме на работу (и об увольнении);
• трудовой договор;
• личный листок по учету кадров (анкета);
• заявления сотрудника о перемещениях;
• представления руководства при перемещениях, выдвижениях, зачислениях в резерв;
• аттестационные листы;
• дополнения к личному листку по учету кадров (дополнение к анкете);
• автобиография;
• копии документов об образовании;
• характеристики или рекомендательные письма;
• выписки (копии) из документов о присвоении почетных званий, ученых степеней, награждении государственными наградами;
• копии наградных листов;
• карточки учета поощрений и взысканий;
• фотографии;
• результаты медицинского обследования;
• карточка формы № Т-2;
• копии приказов о назначении на должность, о перемещениях и увольнении.
В необходимых случаях, например предусмотренных законодательством, в личное дело включаются список науч
ных трудов и изобретений, выписки из протоколов собраний учредителей или трудовых коллективов (для руководителей, которые избирались на должность) и др.
В дальнейшем в личное дело включаются документы, подтверждающие изменение анкетно-биографических данных работника (например, копия свидетельства о браке) и характеризующие его профессиональные, деловые и личные качества, например аттестационные листы, отзывы, представления на назначение на должность, копии актов ревизий, справки-объективки (биографические справки, содержащие анкетные данные работника и краткое описание его трудовой деятельности на предприятии). Правомерно включение в состав личного дела результатов тестирования профессиональных и личностных качеств работника. В личном деле работников зарубежных фирм накапливается от 400 до 4000 единиц информации, позволяющей достаточно точно определить перспективы, потенциал работника и его пригодность к работе на том или ином рабочем месте. Личные дела работников относятся к архивным документам и должны находиться на временном хранении в организации в течение 75 лет, после чего по акту направляться на постоянное хранение в органы Росархива.
В США в базы данных включают информацию обо всех работниках. Информация, сообщаемая обычно о рядовых работниках, включает следующее:
– базовое образование и биографические данные;
– опыт работы;
– индивидуальные навыки и знания;
– имеющиеся лицензии и сертификаты;
– программы обучения, пройденные в период работы в организации;
– прежние оценки результатов деятельности;
– профессиональные цели.
Для менеджеров фирмы могут хранить дополнительные базы данных, содержащие сведения, необходимые для решения задач о замене или повышении:
– послужной список и опыт работы;
– базовое образование;
– оценка сильных и слабых сторон;
– потребности в росте;
– потенциал для повышения в должности в настоящее время, перспективы дальнейшего роста;
– результаты текущей работы;
– сфера специализации;
– предпочитаемая работа;
– географические предпочтения;
– карьерные цели и желания;
– ожидаемая дата выхода на пенсию;
– личная (частная) история, включая психологическую оценку личности.
Данные о работнике могут быть составлены из следующих параметров:
• наличие высшего образования. Диплом о высшем образовании не только подтверждает наличие у соискателя профессиональных знаний, но и предполагает определенный уровень внутренней культуры. Успешный кандидат должен иметь диплом хорошего вуза;
• не менее значимым является владение иностранным языком;
• способность быстро учиться;
• на удивление много внимания обращают работодатели на то, собрал ли соискатель перед собеседованием информацию о компании, в которую устраивается работать;
• наличие у соискателя опыта работы. Мы бы порекомендовали студентам еще во время учебы в вузе постараться получить практический опыт в интересующей их профессиональной сфере, поработав, например, стажером;
• деловой стиль одежды;
• наличие творческого подхода и высокой инициативности;
• профессионализм;
• коммуникативные навыки;
• немаловажно умение соискателя планировать и организовывать свою работу, устанавливать приоритеты[2].
Многие из этих качеств являются комплексами, их достаточно сложно, дорого и трудоемко проверить. Более точным и лучше измеряемым представляется образ, опирающийся на достижения современной психологии. Формируя портрет, профиль работника, не следует забывать о наличии у каждого человека, кроме позитивных, еще и негативных качеств, которые могут препятствовать успеху в общении, но могут у реальной личности прекрасно сочетаться с положительными качествами. К примеру, работник является прекрасным профессионалом, но не может работать в коллективе. Такие противоречия личности следует предвидеть и принимать меры к их выявлению.