Лекция I. Фонетика и фонология
Специфика фонетики как лингвистической дисциплины состоит в том, что она (и только она) изучает материальную, звуковую природу языковых единиц. Объектами рассмотрения в фонетике являются звуки, слоги, ударение и интонация. Однако изучением звуковой материи фонетика не ограничивается. Она прежде всего исследует те функции, которые звуковые единицы выполняют при использовании языка как средства общения.
Специфика фонетики по отношению к другим лингвистическим дисциплинам обусловливается спецификой ее единиц, которые составляют материальную оболочку (план выражения) морфем, слов и предложений, но сами лишены какого бы то ни было значения. Так, слово, основной языковой знак, например том, имеет определенное значение (том — часть какого-либо сочинения, составляющая отдельную книгу), т.е. план содержания, и план выражения — три звука [том] с ударением на гласном. Эти звуки, взятые по отдельности, сами по себе, значения не имеют. Фонетические единицы, таким образом, являются сущностями односторонними, монолатеральными, тогда как языковые знаки — сущностями двусторонними, билатеральными, имеющими и план выражения, и план содержания. Случаи типа окно и дверь не противоречат сказанному выше. Здесь звук [и] представляет собой не просто изолированный звук, а план выражения, или, иначе, экспонент языкового знака и, сочинительного союза, т.е. слова. То же самое имеет место в случае восклицания О!, где звук [о] выступает экспонентом и слова (междометия), и целого междометного предложения. Лексикология, словообразование, морфология и синтаксис изучают языковые знаки, фонетика же имеет дело с монолатеральными единицами.
Специфика фонетики проявляется также и в том, что она из всех лингвистических дисциплин самым непосредственным образом связана с использованием различной звукоанализирующей аппаратуры (на современном этапе электронной). Поэтому развитие фонетики как науки обусловливается научно-техническим прогрессом. Вместе с тем фонетика характеризуется богатыми возможностями прикладного использования в различных областях науки и техники, прежде всего в телефонии и радиотехнике. Проблемы автоматизации производственных процессов, в частности при помощи речевых команд, выдвигают задачу автоматического распознавания речи. Традиционными, но все еще актуальными областями приложения фонетики являются методика преподавания чтения и письма (особенно на иностранных языках), исправление недостатков произношения и еще многие другие.
Несмотря на принципиальные отличия от других лингвистических дисциплин, фонетика все же тесно с ними связана. Язык представляет собой систему, неделимое целое, части которого (ярусы, уровни его структуры — фонетический, лексический, грамматический и др.) функционируют только во взаимодействии; они могут рассматриваться по отдельности только в интересах более детального научного описания или преподавания. Все знаковые единицы имеют план выражения (экспонент), включая ударение — для слов, единиц лексического и одновременно морфологического уровня, где, например, формы ед. и мн. числа (дуб, дуба... — дубы, дубов...) различаются местом ударения, — и интонацию — для синтаксического уровня, где, например, различение повествовательных предложений (Сегодня холодно.) и вопросительных (Сегодня холодно?) достигается только за счет интонационных средств.
Итак, фонетика, при всей своей несомненной специфике, оказывается прочно включенной в систему наук, изучающих язык во всей полноте его функционального и структурного проявления.
Фонетика, изучающая звуковую сторону конкретного языка (русского, английского, венгерского, японского и т.д.), является частной фонетикой. Наряду с частными фонетиками существует общая фонетика, которая рассматривает природу (физическую и лингвистическую) звуковых явлений, общие условия образования звуков речи, принципы их артикуляторной и акустической классификации, закономерности их сочетания и изменения, а также проблемы членения речевого потока. Общая фонетика и частные фонетики тесно связаны друг с другом и предполагают друг друга.
Частная фонетика может рассматривать факты языка вне их развития, в статике, и может прослеживать изменение и развитие их на протяжении более или менее длительного периода. В первом случае мы имеем дело с описательной фонетикой, во втором — с исторической. Описание фактов истории обычно предполагает обращение к материалу родственных языков. Фонетика при этом превращается в сравнительно-историческую. Описательная фонетика может предназначаться для людей, не владеющих данным языком, т.е. для иностранцев, нуждающихся в обучении правильному произношению звуков и интонированию речи. Такая описательная фонетика является в значительной степени практической. Описательная фонетика, предназначенная для носителей данного языка, т.е. для лиц, практически владеющих языком, носит по преимуществу теоретический характер. В этой книге рассматривается теоретическая фонетика современного русского литературного языка.