Лекция 4. ФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДВИГАТЕЛЬНЫХ КАЧЕСТВ
Как всякий процесс обучения, спортивная тренировка должна в первую очередь подчиняться общим дидактическим принципам. К ним относятся: принцип сознательности, реализуемый через систему обратных связей от тренера, идеомоторных актов и др.; принцип активности, реализуемый путем поддержания устойчивой мотивации, высокой эмоциональности, сохранения потребности в движениях; принцип систематичности, то есть регулярности тренировок; принцип постепенности, то есть оптимальной трудности заданий и постепенного увеличения величины нагрузок (основывается на физиологических законах силы, оптимума и пессимума); принцип индивидуализации, то есть учет исходной физической подготовленности, типологических особенностей личности, темперамента.
Кроме того, спортивная тренировка должна базироваться и на особых физиологических принципах. К таковым относятся:
• принцип максимального раздражителя, суть которого заключается в том, что периодически должны использоваться максимальные, предельные для данного спортсмена нагрузки, которые вызывают в организме самые значительные биохимические и морфофункциональные перестройки и последующую суперкомпенсацию;
• принцип вариативности, заключающийся в том, что большие нагрузки оставляют после себя значительные следовые явления (последействие); поэтому нагрузки должны волнообразно меняться;
• принцип единства общей и специальной физической подготовки должен сопровождать весь многолетний период подготовки спортсмена, однако удельный вес СФП будет при этом увеличиваться, а ОФП уменьшаться; - принцип срочной информации заключается в том, что спортсмен должен получать как можно больше информации о различных параметрах результатов действия и личного состояния (это уже биологическая обратная связь - БОС), что позволит быстрее и эффективнее сформировать специфическую функциональную систему соревновательного упражнения и управлять тренировочным процессом;
• принцип учета фаз восстановительного процесса заключается в том, что такие физические качества, как быстрота и сила, требуют начала последующих упражнений (тренировки) в фазе суперкомпенсации, а выносливость - в фазе недовосстановления для суммации ряда последующих воздействий.