Влияние на детей социальной ситуации развития и преемственность образования
Педагогам и психологам образования необходимо понимать, как особенности социальной ситуации развития влияют на преемственность в образовании детей 6–7-летнего возраста. Так, информационная перегруженность способствует удовлетворению познавательной потребности детей вне учебной деятельности в таких формах, которые внешне куда более увлекательны. Эта ситуация порождает проблемы преемственности в образовании и формировании учебной деятельности, которые были для детей в недавнем прошлом не такими острыми. Одной из таких проблем становится интеллектуальная пассивность и нежелание учиться. Поэтому в современной педагогической психологии актуальнейшей темой становится активизация познавательной деятельности учащихся. Высокий уровень познавательной активности ребенка является необходимым условием его успешного обучения по многим инновационным программам. Высокоразвитая познавательная мотивация требуется для обучения детей в соответствии с новыми образовательными стандартами. В то же самое время для многих детей именно нежелание учиться становится в школе основным препятствием.
Конфликт между характером присвоения ребенком знаний и ценностей в школе и вне школы оборачивается противоречиями и дезориентацией в самом начале формирования у ребенка учебной деятельности.
Иллюзия свободы, отмеченная в документах образовательного стандарта второго поколения, имеет важнейший аспект, особенно актуальный для детей, переходящих в школу и для младших школьников – развитие произвольности. Выдающийся психолог Л. И. Божович ввела понятие внутренней позиции школьника (это понятие будет подробно рассмотрено в подпараграфе 1.3.6). Внутренняя позиция школьника формируется у ребенка к окончанию дошкольного детства. По мнению Л. И. Божович, сформированная внутренняя позиция – это и побуждение, и одновременно внутренняя предпосылка волевого поведения ребенка. Проблема воли стала для современного ребенка гораздо более актуальной. Современному школьнику, в отличие от его ровесника 20–30 лет назад, требуется гораздо больше волевых усилий, чтобы удержать себя от огромного количества соблазнов (фильмы на DVD, по кабельным и спутниковым телеканалам, компьютерные игры, Интернет и др.) и заставить себя выполнить то, что задано на дом. Несколько десятилетий назад воля преподносилась детям, хотя и в довольно идеологизированном контексте, как ценность в системе культуры. В современной массовой культуре воля как ценность оказалась буквально выброшена на свалку. СМИ преподносят современным детям многочисленные эффектные образы счастливцев, достигающих всего, о чем только можно мечтать, без приложения заметных волевых усилий. Навязчивая реклама формирует образ потребления, не сдерживаемого никакой произвольной регуляцией. Противоречие между необходимостью прилагать значительные волевые усилия в учении и ценностью воли как необходимого качества личности для современных детей стало гораздо более острым, чем для их сверстников в недавнем прошлом.
Произошедшая в 1990-е гг. переориентация воспитания с коллективистской на индивидуалистическую модель и значительное расслоение общества по критерию материального благополучия привели к значительному возрастанию конкурентности в отношениях между людьми. Конкурентность в социуме усиливает конкурентные отношения по поводу успеваемости среди младших школьников. Очевидно, что отношения конкуренции крайне нежелательны не только для формирования группы, но и для психологического благополучия каждого ребенка в отдельности. В исследованиях В. В. Рубцова, Г. А. Цукерман и других психологов показано, что конкуренция прямо противоположна тому типу взаимоотношений в классе, который действительно благоприятен для формирования учебной деятельности.
В связи с этим педагогу и психологу важно обращать внимание на то, насколько конкурентны отношения между детьми в классе и насколько среди родителей в классе достижения детей выступают как источник самоутверждения. Все эти особенности социальной ситуации развития современных детей осложняют преемственность дошкольного и начального образования и оказывают отрицательное влияние и на формирование учебной деятельности школьника, и на его развитие в целом.
Документы ФГОС второго поколения содержат принципы, позволяющие решить существующую проблему. Ценностные ориентиры начального образования, намеченные в документах ФГОС, направлены на преодоление негативных последствий социальной ситуации развития для личности современного ребенка. Важнейшим принципом становится формирование универсальных учебных действий, т.е. умения учиться, или "...способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом) значении универсальные учебные действия можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса"[1]. Среди универсальных учебных действий особое место занимают личностные учебные действия, которые обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. К их числу отнесена и внутренняя позиция школьника как структура личности, которая, начиная с перехода ребенка в школу, обеспечивает его благополучную школьную адаптацию.