Философия Ю. Хабермаса
Позднее пальма первенства перешла к Ю. Хабермасу, которого относят ко второму поколению представителей упомянутой школы. Она была создана в 1923 г. с целью развития учения К. Маркса, золушки университетских штудий. В центр внимания философов был поставлен вопрос о возможности не традиционной, а критической теории, т.е. такой теории, которая была бы способна преодолеть пагубное влияние на себя буржуазного контекста и тем самым обеспечила бы успех дела социального прогресса. Обсуждение этого вопроса потребовало обращения к основаниям всякого философствования. Именно в этой связи исследования Ю. Хабермаса оказались весьма актуальными. Общефилософский план его исследований во многом схож с философией его друга и оппонента К.-0. Апеля (р. 1922).
(1) Вместо субъективности интерсубъективностъ. Апеля и Хабермаса интересует в первую очередь вопрос о возможности философии и науки. Трансцендентальным, в самом широком смысле этого слова, в современной философии считают основания (предпосылки) философствования. Кант видел эти предпосылки в принципах сознания, которые не могут быть извлечены из эмпирии. Ссылка на сознание - это философское предпочтение субъективности. Но для Апеля философствование есть интерсубъективное мероприятие. Возвышение в Новое время субъективности в противовес интерсубъективности явилось следствием отрыва языка от мышления и придания ему вспомогательного значения.
(2) Смена философии сознания философией языка. Этот переход характерен уже для творчества Хайдеггера, Гадамера и аналитика Витгенштейна. Все трое ставят в центр философии языковую деятельность человека. Задача, однако, состоит в том, чтобы адекватно осмыслить это обстоятельство. Хайдеггер затемняет вопрос о языке рассуждениями о бытии. Но философское бытие - это язык. Гадамер не использует семиотические (знаковые) представления. Аналитик Витгенштейн не придает языку социальный масштаб.
(3) Вместо диалога в традиции критический диалог. Гадамеровский диалог недостаточно критичен, а потому он не достигает стадии критической теории. Он бессилен против идеологии.
(4) Вместо диалога дискурс. Дискурс в отличие от диалога предполагает обмен аргументами, хорошо фундированными в логическом отношении. В этой связи Хабермас опирается на наследие аналитической философии.
(5) Дискурс не любой, амюнданный. Общество нуждается не в бесплодных дискуссиях, а в хорошо обоснованном и содержательном дискурсе.
(6) Не отчуждение философии от науки, а их союз. Зрелый дискурс нельзя обеспечить без науки.
(7) Вместо констатации речевые акты. Как известно, концепция речевых актов впервые была развита аналитиками Дж. Остином и Дж. Серлом. Хабермас включает ее в актуальный для него арсенал идей. Его интересует такой язык, который действенен.
(8) Прагматика возвышается над семантикой. Хабермас обращается к прагматизму вполне сознательно, ибо в противном случае не удается выразить специфику социального.
(9) Идея коммуникативной общественности. Согласно Хабермасу, становление буржуазного общества было связано с образованием и достаточно четким оформлением коммуникативной общественности, прообразом которой является античный полис. Речь идет о гражданском обществе с его гласностью и открытостью, где открываются широкие возможности для продуктивного диалога. В отсутствии последнего социальная реальность казалась бы чем-то самоочевидным. Зрелым дискурсом указанная самоочевидность разрушается. Следовательно, открывается путь к новой рациональности, рациональности не одиночек, а сообществ.
(10) Вместо слов действия. Хабермас ставит себе в заслугу развитие теории коммуникативного действия. Слова недостаточны. Любая проблемная ситуация может быть разрешена лишь после того, как от слов перейдут к действиям. Впрочем, они должны быть хорошо осмысленными.
(11) Консенсус вместо диссенсуса. Если бы люди не приходили к согласию, то их действия привели бы к анархии. Следовательно, достижение консенсуса становится насущнейшей задачей. Коммуникация без согласия бессмысленна. Подлинный консенсус исключает насилие.
(12) Дискурсивная этика ответственности. Успех общественного дела может быть обеспечен лишь тогда, когда люди берут ответственность на себя. Этика ответственности - это альфа и омега всей теоретической системы Хабермаса и Апеля. Ее невозможно представить без концепта ответственности, которая придает единство всем ее частям.
Б. Критика
К достижениям критической герменевтики Хабермаса следует отнести придание герменевтике отчетливого прагматического характера, защиту демократических ценностей, развитие оригинального варианта дискурсивно-коммуникативной философии. Но она не лишена и слабых мест: отсутствует тщательный анализ достижений социальных наук, философам предлагается ограничить свою деятельность советами сильным мира сего. В противовес несогласию абсолютизируется согласие, консенсус людей.
Диалог
- Уже многое сказано о преимуществе диалога перед монологом. Но давайте поставим вопрос конкретно? Что он дает?
- Наверное, прирост знания. Причем не маленькими дозами. Другой видит тебя более критическими глазами, чем ты сам. Совмещаются большие блоки знания.
- Но ведь разногласия всегда остаются.
- Возможно. Существенно, что растет степень согласия, а свое несогласие дискурсанты сознательно, по своей собственной доброй воле стараются преодолеть. Компетентность и ответственность - вот что важно.
- Благими пожеланиями вымощена дорога в ад. Хабермас, насколько я понимаю, выступает сторонником концепции общественного договора: давайте дескать договариваться, иначе будет хуже. Но разве в нашей многомиллионной стране можно всех собрать на одну площадь?
- Дискурс может быть организован ступенчато. Интересы различного рода социальных групп людей могут представлять их выборные лица.
- Но нельзя же страну превращать во всеобщую говорильню.
- Согласно Хабермасу, она превращается в сообщество людей, совместно направляющих свою историю. Разве лучше, если судьбоносные решения принимаются келейно?
- Я лично доверил бы принятие решений ученым.
- А если политики этого не допускают? Надо, чтобы наличествовала в стране конституционная гласность. К тому же ученые могут не учитывать мнения простых людей.
- Они их в любом случае не поймут. Ибо у ученых и простых людей различный уровень знаний.
- Мне кажется, что Вы не учитываете хорошо поставленной системы образования и просвещения. Проблемы, о которых Вы говорите, действительно существуют. Актуальная же задача состоит в их преодолении.
Выводы
1. Шлейермахер и Дильтей развили герменевтику сознания. Понимание людей достигается в их сопереживании друг другу.
2. Гадамер развил актуальный вариант герменевтики бытия. Понимание достигается в общем деле.
3. Хабермас и Апель поставили на место философии сознания философию языка и действия.
4. Апель придал всей философии интерсубъективный характер.
5. Апель и Хабермас обогатили европейскую философию идеями американского прагматизма.
6. Хабермас развил вариант философии деятельности.
7. В центр развитой им философской системы Хабермас поставил концепт коммуникативного открытого сообщества людей.
8. Большое значение в системе Хабермаса имеет концепт зрелого дискурса.
9. Апель и Хабермас разработали концепцию дискурсивной этики.
10. Актуальным оказалось их обращение к концепту ответственности.
11. Философия Хабермаса органично сочетает в себе черты академичности и публичности.