Феодально-зависимое население
Феодальное владение было неотделимо от Труда зависимого населения. Получалось так, что за право пользования пахотной землей, лугами, лесами, реками, озерами, которые теперь становились господской собственностью, крестьяне должны были платить владельцу деньгами и продуктами, исполнять разного рода невинности: предоставлять телеги и сани, запряженные лошадьми, для перевозки господских грузов, исполнять разные работы – чинить дороги, моет и т.д. Но оставались еще и общегосударственные поборы и повинности. Новая жесткая система внедрялась на Руси по воле верхушки общества и наносила определенный ущерб свободным людям и свободному труду.
Вместе с тем феодальное хозяйство имело и ряд преимуществ. Оно было, как правило, крупным. В нём работало немало людей, а значит, можно было лучше организовать обработку почвы, расчистку леса, строительство хозяйственных построек и т.д. Такое хозяйство было более продуктивным, чем мелкое крестьянское хозяйство отдельной семьи. Кроме того, феодальный собственник обязан был в случае неурожаев, засухи, ураганов, пожаров помогать своим крестьянам, поскольку если разорялись они – разорялся и оп. Господин порой в долг, а порой безвозмездно давал крестьянам семена, помогал отстраивать сгоревший дом, предоставлял новую лошадь вместо погибшей и давал орудия труда, например, хороший плуг, который крестьянин порой не имел возможности купить сам.
Таким образом, господское и крестьянское хозяйства были связаны многими нитями между собой и с государством. Поборы, работа на господина, наказание в случае неисполнения этой работы – это была одна сторона дела. Поддержка, взаимовыручка, взаимопомощь были другой стороной этих отношений. Такова была противоречивость этих новых порядков.
Со временем владельцы вотчин получили от великих князей не только право владения землей, но и право суда над населением вотчины, так называемый судебный иммунитет. По существу населенные земли попадали под полное влияние своих господ – вассалов великого князя, а те затем жаловали часть этих земель и часть прав на них своим вассалам. В обществе выстраивалась своего рода пирамида, в основании которой лежал труд простых людей – крестьян и ремесленников.
Новые порядки привели к тому, что на Руси в сельской местности появлялось все больше людей, которые по различным причинам (собственная лень и нерасторопность, неурожаи, голод, военные разорения) теряли свое хозяйство и могли существовать лишь при поддержке богатых людей. Раньше они попрошу умирали бы от голода и холода, теперь же в счет денежного долга, за помощь семенами и орудиями труда они должны были отрабатывать на господина часть своего времени. Такие люди назывались рядовичи: они заключали с господином ряд – договор и попадали от него в зависимость, но лучше была зависимость, чем гибель. Появились и так называемые закупы. Они брали у хозяина купу – ссуду и не могли уйти от господина, не расплатившись за нее. Были также наймиты, нанимавшиеся работать за плату и находившиеся в личной зависимости от нанимателя, пленники, которые отрабатывали свой выкуп из неволи, и прощенники вольноотпущенные холопы, которые находились под покровительством Церкви, жили на ее земле, за что несли повинности.
Холопов в обществе становилось всё больше. Это были неполноправные члены общества, целиком: зависевшие от господ, прислуживавшие им в доме, выполнявшие различные сельские работы. Обедневший человек мог продать себя в холопы от великой нужды. В холопа превращался и тот, кто женился на холопке, не оговорив заранее свою свободу. Холопами становились дети холопов, а также нарушившие договор рядовичи и закупы. Попадали в холопы и пленные чужеземцы.
И все же русские холопы отличались от рабов в античном мире. Они имели кое-какие права. Их убийство каралось законом. Иногда они могли быть свидетелями в судебном разбирательстве, если не было других очевидцев преступления.