Федеральное Собрание РФ
Согласно Конституции РФ Федеральное Собрание является парламентом РФ (ст. 94). Это представительный и законодательный орган страны.
Федеральное Собрание РФ состоит из двух палат. Верхняя палата — Совет Федерации — представляет интересы субъектов РФ. В ее состав входят по два представителя от каждого региона России: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти (ст. 95 Конституции РФ).
Совет Федерации согласно ст. 102 Конституции РФ:
— утверждает изменение границ между субъектами РФ;
— утверждает указы Президента РФ о введении военного или чрезвычайного положения;
— решает вопросы об использовании контингента Вооруженных Сил РФ за пределами страны;
- назначает выборы Президента РФ;
- отрешает Президента РФ от должности;
- назначает на должность судей Конституционного, Верховного и Высшего Арбитражного судов РФ;
— назначает и освобождает от должности Генерального прокурора РФ.
Нижняя палата Федерального Собрания РФ — Государственная Дума — состоит из 450 депутатов и избирается сроком на четыре года. Государственная Дума согласно ст. 103 Конституции РФ:
— дает согласие Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ;
- решает вопрос о доверии Правительству РФ;
— назначает на должность и освобождает от должности Председателя Центрального банка РФ;
- участвует в формировании Счетной палаты РФ;
— избирает Уполномоченного по правам человека РФ;
— объявляет амнистию;
- выдвигает обвинение против Президента РФ для отрешения его от должности.
По всем вопросам своей компетенции палаты Федерального Собрания самостоятельно принимают постановления.
Важнейшей формой парламентской деятельности является законотворчество. Процедура принятия законов в Федеральном Собрании называется законодательным процессом. Он включает несколько стадий. На первой стадии этого процесса в Совет Государственной Думы вносится законопроект. Правом законодательной инициативы обладают: Президент РФ; Совет Федерации в целом и каждый его член; депутаты Государственной Думы; Правительство РФ; законодательные (представительные) органы субъектов РФ. Это право принадлежит также высшим судебным органам страны — Конституционному Суду РФ, Верховному Суду РФ и Высшему Арбитражному Суду РФ — по вопросам их ведения. По законопроектам, требующим финансовых затрат из государственного бюджета, обязательно экспертное заключение Правительства РФ. Круг субъектов конституционной законодательной инициативы значительно сужен.
Па второй стадии законодательного процесса осуществляются обсуждение и текстуальная доработка проекта закона. Каждый законопроект проходит несколько этапов обсуждения (до трех и четырех чтений).
Третья стадия — принятие закона. Закон принимается простым большинством голосов от общего состава депутатов Государственной Думы, а по федеральным конституционным законам требуется квалифицированное большинство — 2/з депутатов Государственной Думы и э/4 членов Совета Федерации.
Принятый Государственной Думой федеральный закон в течение пяти дней передается на рассмотрение Совета Федерации. Если в течение 14 дней этот закон не будет рассмотрен Советом Федерации, он автоматически считается одобренным. Однако законы о федеральном бюджете, федеральных налогах и сборах, по вопросам финансового, валютного, кредитного и таможенного регулирования, денежной эмиссии, ратификации и денонсации международных договоров РФ, статуса и защиты государственной границы, войны и мира, а также федеральные конституционные законы подлежат обязательному рассмотрению Советом Федерации.
Если Совет Федерации отклоняет принятый Государственной Думой закон, он может быть доработан и снова принят, либо Государственная Дума квалифицированным большинством голосов (2/3) подтверждает первоначальный вариант закона. В этом случае возражения Совета Федерации считаются преодоленными, и принятый таким образом закон поступает на подпись Президенту РФ.
Завершающими стадиями законодательного процесса являются подписание и обнародование закона. Президент РФ в течение 14 дней должен подписать и обнародовать закон.
Если Президент РФ возвращает закон в Федеральное Собрание со своими поправками, то палаты либо учитывают его замечания, либо подтверждают первоначальный текст закона квалифицированным большинством голосов. Федеральные конституционные законы и законы о поправках к Конституции не подлежат президентскому вето.
Процедура деятельности Федерального Собрания РФ и его палат урегулирована Конституцией РФ и регламентами палат. Палаты заседают раздельно.
Для организационного руководства своими заседаниями каждая из палат избирает председателя и его заместителей, а также Совет палаты (внутренний руководящий орган).
В обеих палатах из числа их членов создаются комитеты и комиссии. Так, в Совете Федерации созданы Комитет по делам Российской Федерации, Федеративному договору и региональной политике; Комитет по конституционному законодательству и судебно-правовым вопросам и др. В Государственной Думе действуют Комитет по законодательству и судебно-правовой реформе, Комитет по бюджету, налогам, банкам и финансам и др.
В Государственной Думе создаются депутатские фракции и группы. Депутатские фракции представляют депутаты от политических партий, победившие на парламентских выборах, а депутатские группы — это объединения депутатов по интересам.
Палаты проводят открытые и закрытые заседания; могут созываться внеочередные заседания. Регламент устанавливает продолжительность и периодичность заседаний, кворум, процедуру голосования.