Факторы, влияющие на степень открытости

Заметную роль в формировании открытой экономики играет государство.

Оно берет на себя функции стимулирования экспортных производств, поощряя вывоз товаров и услуг, содействуя кооперации с зарубежными фирмами и развитию внешнеэкономических связей. Государство создает прочную правовую основу, облегчающую приток из-за рубежа инвестиций, технологий, рабочей силы, информации.

Переход стран к все более открытой экономике ускоряется действиями транснациональных корпораций. Стремясь освоить новые рынки, создавая в разных странах многочисленные филиалы, дочерние компании, они обходят протекционистские барьеры чужих государств, интернационализируя международный экономический обмен.

Заметный прогресс во второй половине XX в. транспортных, информационных средств связи также сыграл огромную стимулирующую роль в развитии открытости национальных экономик, увеличении мобильности населения. Постепенно, шаг за шагом, разрушались торгово-экономические, валютно-финансовые препятствия, в силу которых страны длительное время были отгорожены друг от друга. Либерализация международного обмена облегчила адаптацию национальных хозяйств к внешним условиям и воздействиям, способствовала все более активному их включению в международное разделение труда.

В международной и отечественной экономической науке сложилось мнение, что более высокому уровню технико-экономического и культурного развития соответствует более высокая степень несовпадения внутреннего предложения товаров и услуг с внутренним спросом, в результате чего потребность во внешнеэкономической деятельности возрастает, а следовательно, и открытость экономики должна быть больше.

В то же время, чем обширнее внутреннее хозяйственное пространство, тем большая часть произведенных товаров и услуг (при одном и том же уровне развития производительных сил) находит своих потребителей и продается на внутреннем рынке. Чем крупнее национальная экономика, тем больше ее производственные возможности, позволяющие удовлетворять постоянно растущее разнообразие производственных и личных потребностей, не прибегая для этого к импорту. При относительно равном уровне развития производительных сил открытость экономики тем больше, чем меньше экономический потенциал страны по абсолютным параметрам.

Но между степенью открытости страны и ее экономическим потенциалом нет строгой обратно пропорциональной зависимости. Открытость национальной экономики наряду с двумя решающими факторами – уровнем развития производительных сил и масштабом экономического потенциала страны – определяется и некоторыми другими факторами. Например, относительной обеспеченностью страны природными ресурсами.

Рассмотрим, к примеру, две страны, имеющие почти одинаковые по величине территории: Японию (372,3 тыс. км2) и Норвегию (324,2 тыс. км2). У первой недра очень скудны полезными ископаемыми: импорт покрывает 100% ее потребностей в бокситах, никелевой и урановой рудах, фосфоритах, 99% спроса на нефть, природный газ, железную руду и каменный уголь, 97% потребностей в меди, 50% – в древесине и т.д. Норвегия в этом отношении гораздо богаче: она располагает залежами железных руд, титана, пирита, нефти (на шельфе), некоторых цветных металлов. Столь высокая импортная зависимость заставила Японию искать пути для расширения своего экспорта, чтобы уравновесить торговый баланс.

Среди других факторов особого внимания заслуживает отраслевая структура национальной экономики. Чем больше в ней удельный вес базовых отраслей – металлургии, энергетики и т.д., тем ниже уровень ее международной специализации, тем меньше открытость страны. Напротив, обрабатывающая промышленность предполагает более глубокую подетальную, пооперационную и другие виды специализации, расчленяющей единый технологический процесс на ряд самостоятельных производств. Благодаря этому происходит прогрессирующий рост технологической взаимосвязи стран.

Еще один фактор связан с характером внутреннего рынка. Емкий внутренний рынок способствует расширению экономических связей с другими странами, так как обеспечивает реализацию продукции даже крупномасштабного производства внутри страны. Богатый внутренний рынок с дифференцированным спросом – это обязательное условие полноценного функционирования национальной экономики на мировом рынке.

Некоторые экономисты выделяют следующую закономерность: чем больше в структуре экономики вес базовых отраслей (энергетики, металлургии и др.), тем меньше участие страны в международном разделении труда (МРТ), тем меньше открытость экономики.

Таким образом, степень открытости национальной экономики тем выше, чем более развиты ее производительные силы, чем больше в ее отраслевой структуре отраслей с углубленным технологическим разделением труда, чем меньше при этом ее общий экономический потенциал и обеспеченность собственными природными ресурсами.

Более высокая мера открытости национальных экономик, как правило, означает и более высокую степень их вовлеченности в мирохозяйственные связи, в процесс формирования глобальной хозяйственной системы.

Неоднозначна и менее очевидна в этом отношении роль национальных государств. В широком смысле слова сложившаяся в каждой стране мера открытости национальной экономики и вовлеченности ее в мировое хозяйство есть не только результат рыночного поведения национальных производителей, но и традиций государственной внешнеторговой политики, так или иначе отражающей их интересы.

Во все времена существовал и существует целый ряд причин, побуждающих национальные государства принимать меры, идущие в разрез с логикой максимальной открытости. Этими причинами могут быть и обязательства по защите интересов части собственных товаропроизводителей, проигрывающих от развития международной торговли, и приверженность национальным традициям (например, в области сельского хозяйства Японии), и идеологические установки на ограничение внешнего влияния, неизбежного при широких обменах, и опасения конкуренции, в том числе недобросовестной, и некоторые постулаты национальных стратегий развития, ориентированных, например, на импортозамещение, и религиозные догматы, и множество других причин.

Таким образом, можно сделать вывод, что протекционизм достаточно многообразен. Его сторонники не менее изобретательны в поисках аргументов за ограничения в национальной внешнеэкономической политике, чем сторонники свободной торговли. И тем не менее, общая тенденция состоит во все большем участии государств в мирохозяйственных связях и включении национальных экономик в глобальную систему мирового хозяйства.