Факторы, влияющие на развитие отрасли
На развитие отрасли оказывает влияние множество факторов, из которых одни действуют прямо, непосредственно и в пределах короткого периода времени, а другие – косвенно, и их действие может проявляться через несколько лет или даже десятилетий. Примером отложенного эффекта могут служить меры регулирования рождаемости, применяемые во многих странах мира: изменение численности родившихся детей сначала приводит к изменению спроса на товары детского ассортимента, затем на товары для подростков, и далее по возрастным группам меняются общий объем и структура потребления. Собственно меры по изменению рождаемости дают результат (прирост/снижение рождаемости) в пределах 3–5 лет, но их отложенный эффект в виде изменения объемов и структуры потребления может прослеживаться в течение последующих десятилетий, хотя и становится менее существенным с течением времени из-за сглаживания различий в структуре потребления разных возрастных групп. Наибольшее влияние на развитие торговой отрасли оказывают следующие группы факторов.
Экономические факторы: общее состояние экономики, финансовая стабильность, банковский процент по кредитам, ресурсный потенциал отрасли (наличие, доступность и стоимость привлекаемых ресурсов: трудовых, природных, материальных, информационных и административных).
Социально-экономические факторы: средний доход на душу населения, распределение населения по уровню доходов и др.
Демографические факторы: возрастно-половой состав населения, уровень образования, эстетические потребности населения, традиционная структура потребления, соотношение городского и сельского населения и др.
Нормативно-правовая база: законодательство в сфере обеспечения прав потребителей, ценообразования, налоговое и трудовое законодательство, правила лицензирования, санитарно-гигиенические требования, правила пожарной безопасности и др.
Различные факторы могут дополнять и усиливать или ослаблять, затормаживать действие друг друга. Поэтому при разработке вариантов регулирующих воздействий приходится учитывать взаимное соотношение факторов и выбирать оптимальное их сочетание. Часто случается, что политика государства в одной области противоречит его интересам и целям в другой области. Кроме того, жесткое воздействие со стороны государства, как и полная свобода действий на рынке, не ограниченная законами, нормами и правилами, приводит к быстрой разбалансировке экономической системы (отрасли). В торговой отрасли государство регулирует только тс участки системы, на которых рынок не может обеспечить конкуренции. В целом же в некоторых отраслях деятельности прогрессивной тенденцией является передача полномочий по регулированию саморегулируемым организациям (СРО)[1] (например, в строительстве, аудите, рекламной деятельности, изыскательских работах, оценочной и некоторых других видах деятельности). Такой подход позволяет бизнес-сообществу самостоятельно вырабатывать условия деятельности в отрасли и контролировать их соблюдение, защищать интересы организаций отрасли, использовать наиболее гибкие и эффективные способы воздействия на ситуацию в отрасли. К сожалению, в торговой отрасли России такой подход пока не реализуется.