Факторы эффективности процессов концентрации

Оценка эффективности формирования отраслевых и межотраслевых комплексов представляет собой сложную задачу из-за многообразия конкретных видов торговой, производственной и других видов деятельности, а также уровней взаимодействия организационных структур как по вертикали, так и по горизонтали. Поэтому в зависимости от целей и задач формирования интегрированных компаний применяются различные подходы и способы оценки их эффективности.

Экономическая эффективность концентрации характеризуется такими экономическими показателями, как рост производительности труда, снижение удельных капитальных вложений, материальных затрат, рост фондоотдачи, снижение издержек обращения и рост рентабельности. Рост концентрации приводит к улучшению всех показателей экономической эффективности торговой отрасли. Общий объем переменных затрат на осуществление торговой и посреднической деятельности растет прямо пропорционально росту объемов реализации товаров, и удельные показатели затрат на единицу товарооборота изменяются незначительно. Основная часть эффективности концентрации обеспечивается при неизменности суммы постоянных затрат. Неизменность суммы постоянных затрат является идеальным условием, которое достигается редко, но обычно рост постоянных затрат идет медленнее, чем рост объемов товарооборота, что и обеспечивает экономический эффект концентрации.

Каждое торговое предприятие является элементом двух сложных систем – отраслевой и территориальной, поэтому на экономический эффект концентрации оказывают влияние как внутренние, так и внешние факторы. Эти факторы могут оказывать двоякое влияние: при интенсивной концентрации они способствуют образованию экономического эффекта, при экстенсивной концентрации они его ограничивают.

Рассмотрим эти факторы и механизм их влияния.

1. Транспортный фактор определяет объемы поставки товаров в торговые предприятия и возможную дальность их перевозки и допустимое время транспортировки, а также соотношение частоты завоза и объемов завозимых партий, определяемое по формуле Уилсона[1]. Данная формула позволяет выявить взаимосвязь и влияние организации закупок и способов транспортировки товаров на объем закупаемых и ранимых партий товаров и решать вопросы организации закупки, транспортировки и хранения товаров, учитывая эту взаимосвязь:

где Q – наиболее экономичный размер заказа товара, ед.; Ст издержки выполнения одного заказа, руб.; S – годовой объем реализации товара, руб.; Сх годовые издержки хранения единицы товара, руб.

В данном случае Q – такой размер поставляемой партии товара, который минимизирует издержки по доставке товара и хранению товарного запаса.

Кроме того, транспортный фактор определяет доступность торгового предприятия для населения, количество посетителей (покупателей), что прямо влияет на объемы деятельности предприятия.

2. Фактор обеспеченности товарными и материальными ресурсами отрицательно влияет на эффективность концентрации в случаях, когда предприятия испытывают нехватку этих ресурсов, спрос потребителей удовлетворяется не полностью и предприятия теряют часть дохода. Нехватка материальных ресурсов приводит к тому, что, во-первых, предприятие не может качественно выполнять свои функции в полном объеме и, во-вторых, имеющиеся материальные ресурсы используются не самым эффективным образом.

3. Фактор обеспеченности трудовыми ресурсами, выражающийся в их качестве, уровне подготовки и трудовом потенциале, также очень важен. Количественные показатели трудовых ресурсов в данном случае могут отступать на второй план, но необходимо помнить, что концентрация влечет за собой внедрение новых технологий, обновление материальной базы предприятий, что требует определенной подготовки персонала. Если у работников нет соответствующих навыков, их приходится обучать, повышать их квалификацию. Даже самые эффективные технологии не дадут экономического эффекта, если работники этим технологиям не обучены, из-за неграмотного использования технологий возможен даже определенный отрицательный эффект.

4. Наличие доступных торговых площадей с развитой инфраструктурой определяет эффективность процесса концентрации. Из-за дефицита торговых площадей торговые сети нс могут открывать новые торговые точки и теряют потенциал роста объемов товарооборота. Оптимальной является ситуация, когда торговые сети могут выбирать торговые площади исходя из собственных предпочтений относительно их размеров, расположения, обеспеченности оборудованием и т.п. и выбирать между приобретением (строительством) и арендой торговых площадей. Но у данного аспекта есть и другая сторона – обеспеченность торговыми площадями на уровне регионов должна гарантировать доступность услуг торговых предприятий всем жителями при примерно одинаковых (небольших) затратах времени на покупки. Торговые сети, сконцентрировавшие в своих руках рыночную власть, получают возможность выбирать наиболее удобные торговые площади, вытесняют мелкие торговые предприятия, что приводит к ослаблению конкуренции и росту цен на товары, ухудшению качества обслуживания покупателей. В данном примере положительный экономический эффект сопровождается отрицательным социальным эффектом, что на практике встречается довольно часто.

5. Влияние фактора времени на эффективность процессов концентрации выражается в ускорении реализации инвестиционных проектов, когда они финансируются крупными интегрированными структурами. Сроки реализации и окупаемости таких проектов обычно сокращаются из-за наличия достаточных финансовых ресурсов и мощной рекламной кампании.

Кроме перечисленных факторов в подотраслях торговой отрасли могут действовать и другие факторы, влияющие на экономическую эффективность концентрации. Соотношение показателей экономической и социальной эффективности должно служить основой для принятия решения о степени воздействия и мерах государственного регулирования в торговой отрасли.