Этнические общности
Этносы – это большие социальные группы (племя, народность, нация), представляющие собой устойчивые
межпоколенные общности людей, объединенные общей исторической судьбой, общими традициями и культурой, особенностями быта, единством территории и языка. В единый этнический организм, скажем нацию, людей объединяет древнее происхождение от общего предка, но также общность исторической судьбы, общие традиции, культура, особенности быта. Список общих черт этноса можно продолжить, добавив два очень важных: общность территории и общность языка.
У этноса двойственная природа: биологическая и социальная. В отличие от него классы, сословия и профессии – чисто исторические и социальные группы. Этим этнос выделяется среди множества социальных групп, образующих социальный состав населения. Если профессию или класс вы можете выбрать добровольно, то национальность не выбирают, ее наследуют.
Этносы существуют как устойчивые межпоколенные общности людей. Теперь мы имеем два признака этноса: быть кровнородственной группой и межпоколенной общностью. Первый признак целиком биологический, второй уже с серьезной примесью социальных факторов. Результаты жизни каждого поколения подобно культурным слоям откладываются в языке. Овладевая родным языком, каждое новое поколение в то же время присваивает нормы, традиции, ценности предшествовавших поколений.
Долгое проживание на одной территории накладывает неизгладимый отпечаток па миросозерцание, образ жизни, хозяйственный уклад, манеру общения. Оседлых народов на планете большинство. Хотя есть исключения – народы- скитальцы: цыгане всю жизнь бродят по земному шару, пересекая государственные границы и исторически сложившиеся рубежи. Но, общаясь с разными народами, они, тем не менее, сохранили свою самобытность, их легко отличить от других этносов.
Таким образом, для того чтобы назвать этносом ту или иную группу людей, необходимо выполнение следующих условий:
1) кровное родство – единство происхождения от общего предка;
2) устойчивая межпоколенная преемственность;
3) единство территории;
4) единство языка;
5) общность исторической судьбы;
6) общая культура и традиции;
7) общее самосознание (этническая идентификация).
Таковы необходимые признаки, которые правильно именовать этнообразующими факторами. К дополнительным признакам относят: а) политически оформленные представления о родине (государственность); б) чувство отличительности, т.е. осознание членами группы своей принадлежности к данной группе.
Под этносом, который имеет свою территорию, название, язык, культуру, самосознание, понимают только такие крупные общности, как племя, народность и нацию. Малые кровнородственные общности: семья, клан, род – относятся к протоэтносам. С собственно этносами их связывает очень многое: происхождение от единого предка и формирующаяся на этой основе межпоколенная связь людей, общая территория (родина), совместное ведение хозяйственной или экономической деятельности, общность история и культуры. Все протоэтносы немногочисленны, у них нет самостоятельной культуры, а главное – они входят в состав более крупного целого: вначале в состав племени, а затем народности и нации.
На протяжении истории каждый этнос претерпевает весьма значительные изменения: он начинается с расширенной семьи, впоследствии семьи объединяются в кровнородственные союзы, роды и племена. Семья – это наименьшая кровнородственная группа людей, связанных единством происхождения (бабушка, дедушка, отец, мать, дети). Несколько семей, вступивших в союз, образуют род. В свою очередь, роды объединяются в кланы – группы кровных родственников, носящих имя предполагаемого предка. Клан сохраняет общую собственность на землю, кровную месть, круговую поруку. Несколько кланов, объединившись, составляют племя.
По продолжительности существования индивидуальная семья или род редко насчитывает более сотни лет, в то время как этносы живут тысячи лет. За период существования этноса меняются эпохи, возникают и распадаются государства, сами этносы перемещаются по территории планеты. Они возникают, погибают, распадаются, объединяются, из них выделяются части, которые со временем превращаются в новый этнос.
Хотя эволюционная линия этноса начинается с семьи, к этносу в строгом смысле слова ученые относят только большие социальные группы. Специалисты выделяют три исторические формы (типы) этноса: 1) племя; 2) народность; 3) нацию. К этносам причисляют только их.
Племя – это исторически первая ступенька формирования этноса. Племя включало значительное число родов и кланов. Они обладали собственным языком или диалектом, территорией, формальной организацией (вождь, племенной совет), общими церемониями. Их численность доходила до десятков тысяч человек. Этот тип этнической организации свойственен родовому строю и просуществовал вплоть до его распада. В племенной общности зарождаются основные признаки этноса: территория, язык, самосознание. Племя обладает общими особенностями культуры, воплощенными в сложных и неповторимых ритуалах и обрядах, а также общими особенностями психологии и поведения.
Народность – этническая общность, занимающая на лестнице общественного развития место между племенами и нацией. Народности возникают в эпоху рабовладения и представляют собой языковую, территориальную, экономическую и культурную общность. По численности народность превышает племя, а кровнородственные связи уже не являются здесь единственным фундаментом групповой солидарности. Решающую роль в превращении союза племен в народность играет государство. Оно объединяет обширные территории, устанавливая более тесную связь между людьми и этническими группами. Чаще всего в народность консолидируются близкородственные племена, нередко сюда включаются также неродственные этнические группы.
Например, древнерусская народность сформировалась во второй половине I тысячелетия из близкородственных восточнославянских племен. Однако уже на раннем этапе в нее были вовлечены также неславянские этносы: финно-угорские, балтские, тюркские. Решающую роль сыграло образование государства – Киевской Руси.
Народности – достаточно неустойчивые этнические образования. В эпоху феодализма они распадаются на мелкие части, из которых постепенно формируются новые этносы.
Такая судьба постигла древнерусскую народность, распавшуюся в XII в. на отдельные части, из которых впоследствии сформировались три самостоятельных этноса – русские, украинцы и белорусы. Феодальная раздробленность присуща также европейским народам. В Европе средневековые государства постоянно распадались, объединяясь уже в Новое время.
Нация – высший исторический тип этноса. Это сообщество, отличающееся от других не физическими чертами, а особенностями культуры или образом жизни. Нация возникает в период преодоления феодальной разобщенности и зарождения капитализма, когда складываются общества, достигшие высокой степени политической организации, имеющие внутренний рынок и единый хозяйственный уклад, собственную литературу и искусство. Нации более многочисленны, чем народности, они насчитывают десятки и сотни миллионов человек. На почве единой территории, языка и экономики образуется единый национальный характер и психический склад. Возникает очень сильное чувство солидарности со своей нацией. Национально-патриотические и национально-освободительные движения, межнациональные войны и конфликты свидетельствуют о том, что нация сформировалась и готова побороться за свой суверенитет. Представители одной нации уже не имеют общего предка и общего происхождения. У них не обязательно должны быть общий язык и религия, а объединяющая их национальность сформировалась благодаря общей истории и культуре.
Россия – одно из самых многонациональных государств мира. Ее населяют свыше 100 больших и малых народов, различных по происхождению, языку, культуре, особенностям быта, но тесно связанных общностью исторических судеб. 22 народа, насчитывающие более 1 млн человек каждый, образуют 96,3% всего населения страны. Еще 30 народов численностью от 100 тыс. до 1 млн человек каждый составляют вместе 3,4% всего населения. На долю остальных нескольких десятков народов приходится только 0,4% населения страны. Россия – прежде всего славянское государство (доля славян свыше 85%). Это самое крупное славянское государство мира.
Чтобы дать полный перечень характерных особенностей нации, надо присоединить к списку признаков этноса следующие черты:
1) устойчивая государственность;
2) общность экономической жизни;
3) развитая социальная структура.
Сравнивая два перечня черт – этноса и нации, мы можем подметить такую закономерность: по мере того как этнос проходит эволюцию от племени и народности к нации, в нем убывают биологические черты и нарастают социально-политические. Решающим для формирования наций называют XX век. Теперь понятия этноса и нации употребляются как более или менее равноправные. Подавляющее большинство этносов и наций не являются субъектами международного права и не входят в состав ООН. Однако и те общности, которые не обладают статусом государственных организаций и государственного представительства, называют себя по большей части нациями, их политические лидеры усматривают в отказе от этого термина определенное ущемление прав соответствующего народа.
Диаспора (греч. diaspora – рассеяние) – это устойчивая совокупность людей единого этнического происхождения, живущая в иноэтническом окружении за пределами своей исторической родины (или вне ареала расселения своего народа) и имеющая социальные институты, которые позволяет диаспоре функционировать длительное время, оставаясь при этом относительно самодостаточным организмом (рис. 6.4). Диаспора образуется за счет добровольного переселения (миграции), насильственного выселения, угрозы геноцида и иных социальных факторов.
Примером ненасильственного формирования диаспоры выступает русский этнос. Ни одному народу на свете не удалось изгнать русских с исторической родины – России. Зато русские добровольно и большими партиями покидали ее начиная с XVII века. Сегодня в дальнем зарубежье насчитывается более 4 млн русских, в ближнем зарубежье, по разным оценкам, от 25 до 40 млн. Русские общины существовали раньше и существуют до сих пор в США, Канаде, Бразилии, Франции, Германии, Чехии и других странах.
Основные функции диаспоры: поддержание, развитие и укрепление духовной культуры своего народа; культивирование национальных традиций и обычаев; поддержание культурных связей со своей исторической родиной; пропаганда национальной литературы и искусства; распростра-
Рис. 6.4. Территориальный треугольник диаспоры
нение и поддержание родного языка. Анализ показывает, что 60–70% диаспор ориентированы на решение именно этих проблем[1].
Различают диаспоры компактного (в одном месте) и дисперсного (разбросаны по всей территории страны) проживания. К примеру, утратили свою государственность и живут дисперсно цыгане, ассирийцы, уйгуры.
Способностью создавать диаспору обладает не каждый этнос, а только этнос, устойчивый к ассимиляции. Поскольку диаспоры, полностью или частично живущие изолированно от господствующей культуры, стремятся сохранить свою самобытность, главным средством для этого выступает родной язык, увезенный с исторической родины. Он выполняет коммуникативную и солидаризирующую функцию.