Этика услуг по налоговому консультированию
Оказание определенных видов услуг по налоговому консультированию создает угрозы самоконтроля и заступничества. Значимость таких угроз зависит от роли аудитора в этом процессе и компетенции работников заказчика аудита в области налогообложения.
Составление налоговых деклараций.
Налоговая отчетность — это декларации (расчеты) по налогам, представление которых предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Их оформлению налоговые органы уделяют особое внимание в ходе камеральных проверок.
Налогоплательщик обязан представлять налоговую отчетность по установленной форме (ст. 23, ст. 80 НК РФ).
Формы налоговых деклараций и порядки их заполнения утверждаются ФНС России по согласованию с Минфином России и являются обязательными для всех налогоплательщиков.
Налоговая декларация — это письменное заявление или заявление, составленное в электронной форме и переданное по телекоммуникационным каналам связи с применением усиленной квалифицированной электронной подписи, налогоплательщика об объектах налогообложения, полученных доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговой базе, налоговых льготах, исчисленной сумме налога и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты налога (ст. 80 НК РФ).
Налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком.
Аудиторская компания может оказывать услуги заказчику по составлению налоговых деклараций по его налоговым обязательствам путем составления и внесения в них информации, включая сумму налога с целью представления в налоговые органы.
Такие услуги могут включать консультирование по отражению в налоговых декларациях исторической информации и удовлетворение от имени заказчика аудита запросов налоговых органов о дополнительной информации и детализации, а также анализ и представление информации в соответствии с налоговым законодательством.
Налоговые органы проверяют и подтверждают налоговые декларации в соответствии с установленным ими порядком. Следовательно, предоставление таких услуг, как правило, не создает угрозы независимости при условии, что руководство заказчика аудита берет на себя ответственность за налоговые декларации, включая учтенные при их составлении значимые суждения.
Расчет налогов для целей подготовки учетных записей.
Подготовка расчетов текущих и отложенных налоговых обязательств или активов для заказчика аудита с целью формирования учетных записей в бухгалтерском учете, которые впоследствии будут проверяться аудитором, создает угрозу самоконтроля. Значимость угрозы будет зависеть от существенности показателей в финансовой отчетности.
На значимость угрозы влияют такие факторы, как:
— сложность рассматриваемых вопросов налогового законодательства;
— степень субъективности суждений при соблюдении положений НК РФ;
— компетентность специалистов заказчика услуг в области налогообложения.
Меры предосторожности:
• привлечение работников, не являющихся членами аудиторской группы, для оказания данной услуги;
• получение консультации по данной услуге от внешнего налогового консультанта.
В случае, когда заказчик аудита является общественно значимым хозяйствующим субъектом, аудитор не должен осуществлять подготовку расчетов текущих и отложенных налоговых обязательств или активов для заказчика с целью формирования учетных записей в бухгалтерском учете, которые являются существенными для финансовой отчетности.
Но если заказчику практически невозможно организовать оказание услуг другим аудитором, тогда подготовка налоговых расчетов допускается данным аудитором. Это возможно в следующих случаях:
а) данный аудитор обладает ресурсами и необходимыми знаниями в отношении деятельности заказчика;
б) отказ от предоставления услуг данного аудитора приведет к значительным трудностям для заказчика (например, к невозможности соблюсти обязательные требования к составлению и представлению отчетности).
Налоговое планирование и прочее налоговое консультирование.
Налоговое планирование — неотъемлемая часть финансового планирования (бюджетирования) организации, направленная на упорядочивание и оптимизацию налоговых платежей с помощью разрешенных законом способов.
Налоговое планирование и прочее налоговое консультирование представляют собой широкий спектр услуг. Например предоставление заказчику аудита консультаций в отношении наиболее эффективного применения налоговых требований; консультации по применению нового налогового законодательства.
Угроза самоконтроля может возникнуть в случае, когда предоставленные аудитором консультации в рамках оказания услуг по налоговому планированию и прочему налоговому консультированию могут повлиять на финансовую отчетность.
Наличие и значимость любых угроз зависит от таких факторов, как:
а) степень субъективности, присутствующая при определении надлежащего применения налоговой консультации для целей финансовой отчетности;
б) существенность влияния последствий налоговой консультации на финансовую отчетность;
в) зависимость исхода налоговой консультации от способа отражения соответствующего объекта в учете или представления в финансовой отчетности при наличии сомнения в корректности данного способа отражения в учете или представления в финансовой отчетности в соответствии с применимыми требованиями составления этой отчетности;
г) компетентность аудитора в области налогообложения;
д) поддержка предоставляемого совета в области налогообложения положениями налогового законодательства, прецедентами или правоприменительной практикой.
Если высказанная точка зрения в консультациях по налоговому планированию явным образом поддерживается точкой зрения на эти же вопросы со стороны налоговых органов, прецедентами или правоприменительной практикой либо соотносится с положениями в налоговом законодательстве, которые, скорее всего, будут иметь решающую силу, то, как правило, угрозы независимости не возникают.
Меры предосторожности:
• привлечение для оказания таких услуг работников, не являющихся членами аудиторской группы;
•получение консультации по соответствующей услуге от внешнего налогового консультанта;
• предварительное получение консультации или мнения налоговых органов.
Если исход налоговой консультации зависит от конкретного способа учета той или иной хозяйственной операции или ее представления в финансовой отчетности, и при этом:
а) аудитор имеет разумные основания сомневаться в корректности данного способа учета той или иной хозяйственной операции или ее представления в финансовой отчетности в соответствии с применимыми требованиями составления этой отчетности;
б) последствия следования налоговой консультации будут иметь существенное влияние на финансовую отчетность, в отношении которой аудитор будет выражать мнение,
то возникшая угроза самоконтроля окажется настолько значимой, что никакие меры предосторожности не могут свести ее до приемлемого уровня.
Следовательно, аудиторская организация не должна предоставлять заказчику аудита такую услугу по налоговому консультированию.
Заказчик аудита может обратиться к аудитору с просьбой осуществить оценку расчетов налоговых обязательств для налоговой отчетности или налогового планирования.
Если такая оценка осуществляется исключительно для целей налогообложения, и ее результат не будет иметь существенного влияния на финансовую отчетность (т.е. на эту отчетность будут влиять только бухгалтерские проводки, связанные с отражением сумм налога), то такая ситуация, как правило, не будет создавать угроз независимости.
Помощь при разрешении налоговых споров.
Угрозы заступничества или самоконтроля могут возникнуть в случаях, когда аудитор представляет интересы заказчика аудита при разрешении налоговых споров, когда налоговые органы уведомили заказчика о том, что они не принимают его аргументов по конкретному вопросу, и налоговые органы или заказчик аудита передают дело на формальное рассмотрение в судебные инстанции. Наличие и значимость таких угроз будет зависеть от разнообразных факторов. Например:
а) предоставил ли консультацию, ставшую предметом налогового спора, аудитор;
б) степень существенности влияния исхода спора на финансовую отчетность, в отношении которой аудитор будет выражать мнение;
в) насколько рассматриваемый вопрос поддерживается положениями налогового законодательства, прецедентами, правоприменительной практикой;
г) является ли судебное рассмотрение открытым;
д) роль руководства заказчика аудита в разрешении спора.
Меры предосторожности:
• привлечение для оказания таких услуг работников, не являющихся членами аудиторской группы;
• привлечение специалиста по налогам, не задействованного в оказании услуги по налогообложению, для предоставления консультации членам аудиторской группы и проверки правильности формирования бухгалтерской (финансовой) отчетности;
• получение консультации по соответствующей услуге от внешнего налогового консультанта.
Если услуги по налоговому консультированию включают защиту заказчика аудита в суде при решении налогового вопроса и величина спорного вопроса является существенной для финансовой отчетности, в отношении которой аудитор будет выражать мнение, угроза заступничества окажется настолько значимой, что никакие меры предосторожности не смогут устранить ее или свести до приемлемого уровня. Следовательно, аудиторская организация не должна оказывать заказчику аудита такие услуги.