Лекция 3. Выбор стратегии
Заключительным этапом является выбор одной из предложенных стратегий в качестве отправной точки стратегического планирования (табл. 5.13).
Таблица 5.13
Выбор стратегии
Уровень зрелости отрасли, рынка, сегмента |
|||||
стадия зарождения |
стадия роста |
стадия зрелости |
стадия старения |
||
Конкурентная позиция компании в отрасли |
Доминирующая |
Стратегия – агрессивный захват доли рынка: • цели по росту продаж – выше роста рынка; • конкурентные преимущества – разрабатывать инновации; • уровень инвестиций* – высокий, инвестировать более высокими темпами, чем рост доли рынка |
Стратегия удержания позиции и сохранения доли рынка в отрасли: • цели по росту продаж – удерживать рост немного выше роста рынка или равным ему; • конкурентные преимущества – разрабатывать инновации; • уровень инвестиций – соответствует росту компании, только на поддержание темпа роста |
Стратегия удержания позиции и сохранения доли рынка в отрасли: • цели по росту продаж – удерживать рост равным росту рынка; • конкурентные преимущества – сохранять на существующем уровне; • уровень инвестиций – сокращать, только на удержание доли рынка |
Стратегия удержания позиции и сохранения доли рынка в отрасли: • цели по росту продаж – максимально длительное время сдерживать падение, инвестировать только при сокращении продаж |
I Сильная |
Стратегия агрессивного захвата доли рынка: • цели по росту продаж – выше роста рынка; • конкурентные преимущества – укреплять существующие качества товара или услуги; • уровень инвестиций – высокий, инвестировать более высокими темпами, чем рост доли рынка; особое внимание уделить инвестициям в укрепление конкурентных преимуществ |
Стратегия удержания позиции и сохранения доли рынка в отрасли: • цели по росту продаж – удерживать рост немного выше роста рынка или равным ему; • конкурентные преимущества – укреплять существующие качества товара или услуги; • средний уровень инвестиций – сохранять только те инвестиции, которые напрямую приведут к росту рынка (в кратко- и среднесрочном периодах) |
Стратегия удержания позиции и сохранения доли рынка в отрасли: • цели по росту продаж – удерживать рост равным росту рынка; • конкурентные преимущества – сохранять на существующем уровне; • инвестировать только при сокращении продаж |
Стратегия удержания позиции и сохранения доли рынка в отрасли: • цели по росту продаж – максимально длительное время сдерживать падение; • сокращение затрат для максимизации прибыли; • по возможности отказаться от реинвестиций |
|
Конкурентная позиция компании в отрасли |
|||||
Благоприятная |
Стратегия выжидания. Ждать благоприятной ситуации для быстрого захвата доли рынка: • цели по росту продаж – выше роста рынка и равным ему; • конкурентные преимущества – укреплять существующие качества товара или услуги; • выборочное инвестирование, только в проекты, способные значимо улучшить конкурентное преимущество компании в отрасли |
Стратегия выжидания. Ждать благоприятной ситуации для быстрого захвата доли рынка: • цели по росту продаж – равный росту рынка; • конкурентные преимущества – укреплять существующие качества товара или услуги; • выборочное инвестирование – только в проекты, способные значимо улучшить конкурентное преимущество компании в отрасли |
Стратегия захвата рыночных ниш и сильной дифференциации: • цели по росту продаж – равный росту рынка; • конкурентные преимущества – сохранять на существующем уровне; • сократить инвестиции до минимально необходимого уровня |
Стратегия сокращения затрат и подготовки выхода с рынка: • инвестиции минимальны либо отсутствуют |
|
Неустойчивая |
Стратегия выживания и сохранения доли рынка: • цели по росту продаж – равный росту рынка; |
Стратегия захвата рыночных ниш и сильной дифференциации: • цели по росту продаж – равный росту рынка; |
Стратегия захвата рыночных ниш и сильной дифференциации. При невозможности – выход с рынка: |
Стратегия сокращения затрат и подготовки выхода с рынка: • инвестиции отсутствуют |
|
Конкурентная позиция компании в отрасли |
• конкурентные преимущества – укреплять существующие качества товара или услуги; • выборочное инвестирование – только в проекты, способные значимо улучшить конкурентное преимущество компании в отрасли |
• конкурентные преимущества – укреплять существующие качества товара или услуги; • выборочное инвестирование – только в проекты, способные значимо улучшить конкурентное преимущество компании в отрасли; быть более аккуратным с инвестициями, возрастает риск низкой окупаемости |
• цели по росту продаж – равный росту рынка; • конкурентные преимущества – сохранять на существующем уровне; • инвестиции минимальны либо отсутствуют |
||
Слабая |
Стратегия: либо инвестировать и развивать конкурентные преимущества, либо уходить с рынка |
Стратегия: либо инвестировать и развивать конкурентные преимущества, либо уходить с рынка |
Стратегия: либо инвестировать и развивать конкурентные преимущества, либо уходить с рынка |
Выход с рынка, закрытия бизнеса с минимальными затратами |
* Под инвестициями понимаются все затраты компании, необходимые для существования и развития товара на рынке (затраты на новое оборудование, затраты на обучение персонала, затраты на рекламу и маркетинговые исследования и пр.).