Эстетика Арабского мира, Индии и Китая

Культурные традиции арабского мира формировались под сильным влиянием религиозных установок, причем это влияние если и не было более сильным, чем аналогичное в средневековой Европе, то в любом случае - более продолжительным по времени. Секулярные тенденции начинают проявляться в арабской культуре (и то не повсеместно) только начиная с XIX в.

В целом можно сказать, что становление арабской культуры происходило из взаимодействия трех источников: ислама, арабского языка и унаследованной культурной традиции кочевых этносов. Нельзя исключать влияние и культур, ассимилированных исламской цивилизацией. Строгий монотеизм, свойственный исламу, представления о совершенной трансцендентности Бога, не могли не повлиять на область эстетических представлений арабского мира. Кроме того, на первоначальном этапе становления исламской культуры ее идейные вдохновители были призваны решать ряд социополитических вопросов, которые не оставляли особой возможности для развития философии и даже спекулятивной теологии. Среди упомянутых вопросов особую роль играла борьба с идолопоклонством, т.е. древним политеизмом и еще более древним анимизмом арабских племен. Это была борьба, в которой собственно религиозные мотивы переплетались с политическими и социальными. В этих условиях любое зооморфное, а тем более - антропоморфное изображение несло в себе потенциальную возможность для идолопоклонства, поэтому в исламской культуре формируется достаточно строгий запрет на любые изображения как Бога, так и людей или животных. Кроме того, изображение (прежде всего живописное или скульптурное) антропоморфного или зооморфного образа получило интерпретацию своеобразного вызова со стороны художника самому Творцу, так как такой творческий акт мог быть воспринят как гордое и богохульное желание конкурировать с Творцом, тогда как никто из этих горе-конкурентов в своем убожестве не в состоянии оживить изображенного. В силу подобных запретов изобразительное искусство было сравнительно долго ограничено сферой абстрактных орнаментов, в которые, однако, иногда проникали растительные или животные образы, но никогда - антропоморфные фигуры. С этим же связано и исключительное развитие каллиграфии, шедевры которой стали непременным атрибутом арабской культуры.

По мере становления арабской религиозной архитектуры произошло формирование представлений о мечети как о воплощении красоты. Считалось, что купол мечети как раз и является символом божественной красоты.

На поэтическое искусство арабов, безусловно, оказал влияние сложный символизм Корана, в котором часто религиозные символы переплетаются с поэтическими аллегориями. Для многих поколений мусульман поэтика Корана стала непревзойденным шедевром словесного творчества, причем невозможность достичь уровня владения словом, приближающегося к кораническому, рассматривается исламскими религиозными деятелями как самосвидетельство Корана о своем божественном происхождении.

Расцвет искусства, равно как и эстетики арабского мира, совпадает с расцветом Халифата. В это время арабская культура и искусства активно усваивают наследие античности, переосмысленное в духе исламского учения. Распад Халифата привел к формированию национальных исламских культур, которые, как, например, персидская, могли и не быть арабоязычными.

Арабская культура, сформированная под основополагающим влиянием ислама, на протяжении веков характеризовалась устойчивостью традиций, при этом искусство развивалось скорее в прикладных аспектах, так, параллельно с развитием каллиграфии, формируется искусство книжной миниатюры, ковроткачество и т.п. Но все это происходило в рамках более или менее унифицированной парадигмы.

В XIX в. по мере роста секулярных тенденций арабская эстетика становится более восприимчивой к европейским эстетическим учениям. Создаются предпосылки для развития романтизма, в поэзии исламского мира озвучиваются новые темы, например - образ поэта, противостоящего костным стереотипам, симпатизирующего протестным и даже революционным движениям, хотя одновременно с бунтарскими симпатиями сохранялись и развивались более традиционные взгляды, порожденные национализмом и элитаризмом.