Власть как особый тип межличностных отношений
Понимание власти как специфического типа человеческих взаимоотношений (реляционистская концепция власти) базируется на том, что исследователи концентрируют внимание на взаимодействующих личностях, составляющих специфические отношения (например, руководитель и подчиненные), когда одни из них не могут принимать решения и совершать значимые действия без вмешательства других. Наиболее характерно для данного подхода определение власти, данное американским исследователем Р. Далем, который считает, что власть – это такие "отношения между социальными единицами, когда поведение одной или более единиц (ответственные единицы) зависит при некоторых обстоятельствах от поведения других единиц (контролируемые единицы)". Здесь внимание сосредоточивается на социальных единицах, затем на отношениях между ними, а влияние социальных структур практически не учитывается.
Более подробным и в большей степени пригодным для практической деятельности считается определение, данное Г. Лассуэллом и А. Кэплэном: "Власть есть участие в принятии решений: А имеет власть над В в отношении ценностей К, если А участвует в принятии решений, влияющих на политику В, связанную с ценностями К"[1]. При таком подходе сущность власти остается прежней: существуют социальные единицы, действующие рационально и принимающие решения, и в ходе взаимодействия А способен с помощью санкций блокировать или одобрить политику (линию поведения) В.
Достаточно простое и весьма удовлетворительное замечание дал английский социолог Р. Мартин. Рассматривая сущность властных отношений, он отметил: "...власть, контролирующая и влияющая на другого, означает контроль над вещами, которые он ценит, т.е. ценностями. Ценности, участвующие в отношениях контроля, могут принимать различные формы, от нефтяных вышек до самоуважения, в зависимости от существующей культуры и формы социальных связей. Иными словами, власть содержится в зависимости от Другого". Очевидно, во-первых, что в управлении любыми процессами, происходящими в организации, власть должна присутствовать во всех принимаемых решениях, касается ли это технологии, информации или чего-то другого; во-вторых, для осуществления любых властных функций должна иметь место зависимость других людей от действий руководителя, основанных на его больших знаниях, опыте или чем-то другом. Согласно этому подходу бессмысленно говорить, что данная личность имеет власть, если мы не укажем, над кем он или она властвует.
Для понимания действия власти с точки зрения межличностных отношений представим систему, в которую входят по крайней мере два индивида А и В. На первом этапе формирования отношений власти субъект А (индивид, применяющий власть) проявляет активное отношение к власти (рис. 3.1). При этом у А возникает мотив власти либо в силу достижения им определенного статуса (например, должности руководителя), когда ролевые требования нацелены на изменение поведения подчиненных, либо в силу того, что мотив власти является внутренним мотивом личности, когда индивид изначально независимо от статуса нацелен на доминирование над другими личностями; последний мотив наиболее сильный.
Рис. 3.1. Механизм формирования отношений власти в ходе межличностных взаимодействий
Для возникновения отношений власти должен существовать другой индивид В, у которого возникает мотив подчинения, обусловленный рядом причин. Самой важной из них следует считать потребность, которую может удовлетворить только определенный социальный объект А (т.е. должно существовать направленное отношение зависимости В от А). Кроме того, как и мотив власти, мотив подчинения может быть внутренним мотивом человека, который чувствует себя некомфортно, когда ему приходится самостоятельно принимать важные решения. В любом случае у индивида В есть "слабое место", наличие которого позволяет навязать ему контроль за поведением.
На втором этапе формирования межличностных отношений власти между индивидами А и В должен возникнуть обмен ценностями. Так, индивид А может передать В материальные ценности, а индивид В предоставить А нужную ему информацию. Чтобы произошел обмен, индивид А должен подключить к системе отношений с В дополнительные ресурсы. Это самый важный момент в процессе формирования отношений власти. Действительно, несмотря на силу своего мотива власти, индивид А не сможет добиться от В изменения поведения, если у него не будет необходимого количества ресурсов (физической силы, личного обаяния, денег, должности, информации, связей, престижа, влияния и т.д.). Вследствие введения в систему ресурсов со стороны А обмен между А и В становится неравным, асимметричным. Наконец, возникает момент, когда В идет на уступки, т.е. поведение В изменяется в сторону, выгодную для А. При этом А может (при наличии ресурсов) совершать действия, направленные на продолжение асимметричного обмена, и добиваться дальнейших уступок со стороны В. Такие ситуации постоянно возникают между людьми в ходе неформальных отношений, а также в организациях.
Российский ученый Ю. М. Батурин приводит следующую схему осуществления власти:
1) контроль ресурсов как основание власти;
2) процессы, преобразующие основания и проявления власти;
3) сеть обобщенных отношений влияния как проявление власти.