Экономика жилья

Особенности рынка жилья: обоснование государственного вмешательства. На протяжении уже почти столетнего периода все цивилизованные страны мира осуществляют политику в области регулирования жилищных рынков, как на общенациональном, так и на местном уровне, как напрямую, так и косвенно. Существенную долю жилищного фонда при этом составляет социальное, или некоммерческое, жилье (табл. 10.10).

Таблица 10.10. Доля социального жилья в общем объеме жилищного фонда страны

Страна

Доля, %

Австрия

35

Нидерланды

35

Дания

21

Швеция

20

Великобритания

18

Франция

17

Ирландия

8

Германия

6

Источник: Social Housing in Europe. Ed. Whitehead C. Scanlon K. London. LSE. 2007.

Несмотря на то, что масштабная жилищная приватизация 1990-х гг. в странах Центральной и Восточной Европы привела к увеличению числа приватизированных квартир, тем не менее, удельный вес социального жилья в этих странах продолжает оставаться еще достаточно высоким: от 16% в России, Латвии, Польше, Чехии до 20% на Украине[1]. Государство само в таком случае выступает собственником домов, сдавая жилье в аренду гражданам и устанавливая цену (арендную плату). Как правило, цены на социальное жилье не покрывают полностью издержек эксплуатации, т.е. государства фактически в большей или меньшей степени дотируют проживание в таких домах.

В России жилье также является одним из объектов социальной политики: на протяжении последних лет расходы консолидированного бюджета на финансирование мероприятий в области жилищного и коммунального хозяйства оставались достаточно высокими и в 2011 г. превысили 1195 млрд руб. и составили 6% от общего объема расходов (табл. 10.11).

Таблица 10.11. Расходы консолидированного бюджета Российской Федерации на жилищно-коммунальное хозяйство

Год

Всего, млрд руб.

%

от общего объема расходов

к ВВП

2000

199,8

10,2

2,7

2004

291,7

6,2

1,7

2005

471,4

6,9

2,2

2006

631,7

7,5

2,4

2007

1101,4

9,8

3,3

2008

1153,2

8,2

2,8

2009

1006,1

6,3

2,6

2010

1071,4

6,1

2,4

2011

1195,0

6,0

2,2

Источник: Финансы России. 2012: стат. сб. Росстат. М., 2012.

Необходимость государственного вмешательства в функционирование жилищного сектора обусловлена, прежде всего, спецификой рынка жилья в целом и рядом свойств, присущих жилью, как товару, и существенно отличающих его от других потребительских благ. К числу основных отличий жилья относятся:

высокая социальная значимость: жилье относится к группе товаров первой необходимости, удовлетворяющих жизненно важные человеческие потребности, и оказывает существенное влияние на многие аспекты жизнедеятельности людей;

долговечность: если содержать жилье в порядке и не нарушать правил эксплуатации, то оно может прослужить десятки лет;

иммобильность (пространственная неподвижность): жилье – по определению, недвижимость, а потому существенную роль в его характеристиках играет местоположение;

гетерогенность (неоднородность): жилье – комплексное благо с множеством разнообразных свойств (размер, дата постройки, планировка, качество коммунальных услуг, месторасположение, состояние окружающей среды и пр.);

высокая стоимость: жилье относится к числу наиболее дорогостоящих частных благ.

В то же время, жилье нельзя отнести к числу неделимых и (или) неисключаемых благ. А значит, можно говорить о существовании рынка жилья, который, при установившихся на нем равновесных ценах, должен функционировать эффективно (см. врез далее).