Экологическое право в жизни общества

Появление экологического права в России было вызвано необходимостью регулирования поведения людей, общества в целом, в их отношениях с окружающей природной средой.

Известно, что природа представляет собой единую систему, в которой каждое явление взаимосвязано и взаимозависимо. Во взаимодействии с природной средой находятся и действия человека.

Это взаимодействие осуществляется в формах использования и охраны природной среды.

Экономическая форма направлена на использование, потребление и преобразование природы человеком. Другая форма выражает экологические интересы человека, всего общества, их потребность в чистой, здоровой, продуктивной и многообразной окружающей природной среде, т.е. благоприятной среде обитания.

В центре этого взаимодействия стоит человек, одновременно воздействующий на природу своей производственно-хозяйственной (экономической) деятельностью и в то же время сам испытывающий обратное влияние природной среды (экологическое воздействие). Экономические и экологические интересы общества едины по своей социальной направленности, поскольку должны обеспечить качество жизни человека, его жизненный статус, гарантирующий ему биологическую и материальную самостоятельность.

Однако такое единство противоречиво. Объективно оно возникает в силу постоянного экономического воздействия па природную среду вследствие ее потребления и использования; а в субъективном отношении - в силу игнорирования вреда, наносимого природе. Поэтому человеческое общество обязано соблюдать законы природы, согласовывать с ними всю деятельность по удовлетворению своих потребностей. Нарушение этого требования наносит вред единой и целостной природе, ухудшает и часто делает непригодной к существованию человека окружающую его природную среду обитания.

Так, например, за всю историю цивилизации было вырублено 2/3 лесов, уничтожено более 2000 видов животных, на 10 млрд т уменьшились запасы кислорода. Ежедневно в результате нерациональной деятельности человека 44 га земли превращаются в пустыню, в минуту уничтожается свыше 20 га лесов, ежегодно умирают от голода свыше 40 тыс. детей.

Негативная деятельность человека по отношению к природной среде проявляется в трех взаимосвязанных формах:

o загрязнении окружающей природной среды;

o истощении природных ресурсов;

o разрушении природной среды.

Эволюция экологического права

Исторически в механизме регулирования взаимодействия общества и природы в России можно выделить четыре этапа: гражданско-правовой, земельный, земельно-ресурсный и экологический. Движущими силами их эволюции служат разные факторы: развитие производительных сил общества, увеличение масштабов использования природных ресурсов, накопление правового материала.

Первоначально главную роль в регуляции отношении общества и природы выполняло земельное право, которое через свои нормы выражало интересы в потреблении природных ресурсов. В русском дореволюционном законодательстве, однако, оно входило составной частью в гражданское право, поскольку земля объявлялась недвижимостью и была объектом всех видов гражданско-правовых сделок (купли, продажи, аренды и т.п.).

В советский период Декретом 1917 г. о земле и последующими декретами Советского государства земля была признана собственностью государства и изъята из гражданского оборота. Земельные отношения получили самостоятельное значение. По мере вовлечения в хозяйственную эксплуатацию других природных ресурсов - минеральных, лесных, водных - из земельного права стали выделяться другие отрасли права - лесное, водное, горное (недренное). Предложения о выделении также фаунистического и воздушного права не были восприняты, так как животный мир неотделим от среды обитания, в связи с чем собственность на него неотделима от собственности на леса, воды, землю. Воздух же как объект природы не имеет материальной формы. Это та окружающая нас среда, об охране которой вместе с землей, лесом и т.п. должно заботиться общество.

Поскольку земля, недра, леса и воды были собственностью только государства, создалась интегрированная область права - природно-ресурсное право. Первоначально его целью была лишь организация рационального использования природных ресурсов для удовлетворения экономических интересов общества. Но по мере усиления отрицательного воздействия хозяйствования на окружающую среду возникла необходимость включения в требование рационального использования экологического элемента. В связи с этим образуется природоохранительное право.

Следовательно, уже в СССР, в рамках модели административного социализма, развитие производительных сил общества, увеличение масштабов использования природных ресурсов и в связи этим усиление отрицательного воздействия на природную среду привели к необходимости создать экологическое право как совокупность природоохранительного и природоресурсового права. Их общей основой была государственная собственность на землю, недра, воды, леса.

Распад системы административного социализма в 90-е годы. XX в. и переход к рыночной экономике в России сопровождался денационализацией природных ресурсов. Наряду с государственной собственностью были установлены и другие формы собственности на природные ресурсы - частная и муниципальная. Земля и другие природные ресурсы включаются в хозяйственный оборот. Земля как недвижимость объявляется предметом гражданско-правовых сделок.

Денационализация природных ресурсов и приватизация земель внесли существенные изменения и в ОГЛАВЛЕНИЕ экологических отношений. Из них выпала та часть земельных и других природно-ресурсовых отношений, которые приобрели имущественный характер. По этой причине они оказались исключенными из экологического права.

Таким образом, в экологическом праве остаются те виды экологических отношений, к объектам которых относятся земля, недра, воды, леса, животный мир в качестве составных частей окружающей среды, направленных на обеспечение экологической функции природы.

Претерпел изменения и метод правового регулировании. Вместо императивною метода (метода субординации или административного), присущего отношениям природы и общества, основанным на принципе исключительной собственности государства на природные ресурсы, господствующее место начинают занимать экономический, а также гражданско-правовой метод регулирования, основанный па равенстве сторон.